Деметрэ Самопожертвователь

Царь объединенной Грузии Деметрэ II был правнуком великой грузинской царицы Тамар. Летописец пишет, что Деметрэ II был красивым, белолицым блондином, высоким, стройным юношей, хорошим наездником и мастером стрельбы из лука. Кроме того, он снискал себе имя доброго человека. Годы царствования Деметрэ II 1271-1289 совпадают с господством монголов в Грузии, которое было одним из самых тяжелых периодов в истории Грузии. Оно началось еще до воцарения Деметрэ II и продлилось целый век. Примечательно, что именно сын царя Деметрэ II и его третьей жены Нателы Джакели Георгий V Блистательный освободил Грузию от монголов.

Как известно, после преждевременной смерти царя объединенной Грузии 30-летнего сына царицы Тамар Георгия IV Лаша, его единственный наследник Давид, согласно тогдашнему праву Грузинского государства, не мог занять царский престол, так как был незаконнорожденным сыном Георгия IV Лаша и женщины из селения Велисцихе, имя которой не упоминается в летописи. Это положение позволило дочери царицы Тамар и родной сестре покойного царя Георгия IV Лаша Русудан занять царский трон Грузии. Вельможи царского двора выбрали для царицы Русудан жениха в лице сына Румского (Иконийского) султана Могис-Ад-Дина, со слов летописца, красивого молодого наследника султана, безумно влюбленного в Русудан и принявшего православную веру. От этого брака у них было двое детей – дочь Тамар и сын Давид. Я писал об этом в «Тбилисской неделе» (№35, 2015 г.).

Корифей нашей истории академик Иванэ Джавахишвили писал, что царица Русудан была избалованной, совершенно неопытной и неспособной достойно управлять государством. К сожалению, ей не передались по наследству мудрость и сильная воля ее покойной матери царицы Тамар. Начиная с ее воцарения в 1222 году, Грузия была занята мелкими сражениями со своими подданными, которые хотели отколоться, почуяв слабость государства. Все руководство страны того времени совершенно не понимало всю опасность международного положения для Грузии, создавшегося с появлением на исторической арене новой агрессивной силы из Азии. Недооценка врага и пренебрежительное отношение к нему со стороны главнокомандующего вооруженными силами Иванэ Мхаргрдзели привело к поражению грузинского войска от Харезмшаха Джелал-Ад-Дина в Гарнисском сражении в 1225 году. Во время сражения был взят в плен выдающийся полководец царицы Тамар Шалва Ахалцихели, а его брат – полководец Иванэ Ахалцихели был убит крупным камнем, сорвавшимся с горы. По некоторым источникам, Иванэ Мхаргдзели не оказал помощь братьям, сражавшимся в меньшинстве. А в целом были просчеты со стороны руководства войска. Неправильная тактика, недисциплинированность, разногласия между полководцами в некоторых вопросах, и это при том, что войско Джелал-Ад-Дина насчитывало от 150 до 200 тысяч воинов, а грузинское – всего 70 тысяч. Шалва Ахалцихели был казнен в 1226 году, так как не отказался от веры Христа и не захотел воевать в войсках Джелал-Ад-Дина.

В этом же году шах Хорезма Джелал-Ад-Дин взял Тбилиси, разграбил город и истребил население, в том числе и мусульман — жителей Тбилиси, которые до этого радовались победе единоверцев. Джелал-Ад-Дин еще не раз возвращался в Грузию, но в 1231 году татаро-монгольская армия разгромила Джелал-Ад-Дина в Азербайджане. Он бежал в Месопотамию, где его убили курды. Монгольское иго теперь надвигалось на Грузию. Правительство Грузии во главе с царицей Русудан, после уничтожения хорезмийцев и их шаха Джелал-Ад-Дина опять вернулось в Тбилиси, и взбудораженная столица постепенно стала успокаиваться, но вскоре на Кавказ пожаловали монгольские орды с большой военной силой. После первой же разведки они поняли, что Грузинское государство не имело хозяина большой сильной воли, как прежде, заботившегося об усилении военной мощи страны, и вместо прежнего заботливого хозяина у штурвала государства стояла такая бесполезная личность как Русудан.

После завоевания Северного Ирана, они направились к северу, и дошли до Ганджи, которая была в вассальной зависимости от Грузии. Монгольские посланники предложили жителям Ганджи сдаться без боя, но ганджинцы перебили всех посланников. Обозленные монголы взяли город, разграбили его, а потом уничтожили весь город. Но этим монголы не удовлетворились и прямо вторглись в Шамхор, который принадлежал грузинскому феодалу Вараму Гагели. Шамхорцы просили Гагели, чтобы он руководил сражением против врага, но Гагели трусливо бежал, бросив город на произвол судьбы. Для монголов открылся путь к Гардабани. Гардабанцы были уже осведомлены о бегстве Гагели и физическому уничтожению предпочли сдаться врагу без кровопролития. Беспомощность и растерянность проявило правительство Грузии во главе с царицей Русудан и главнокомандующим Авагом Мхаргрдзели. Русудан из Тбилиси опять перебралась в Кутаиси. Совершенно позорно поступил амирспасалар (главнокомандующий) Аваг Мхаргрдзели: без разрешения правительства он послал к монгольскому ноину Чормагану посредника с предложением, чтобы тот сдался при условии сохранения своего имущества и прекращения военного действия против его феодального владения. Чормаган согласился, но на всякий случай в стратегически важные крепости поставил монгольскую стражу.

Предателем оказался и Шаншэ Мхаргрдзели, занимавший важную должность мандатуртухуцеси (начальник полицейского ведомства страны в феодальной Грузии). Примеру крупных феодалом Мхаргрдзели – главнокомандующего и начальника полиции, сдавшимся монголам, последовали и другие феодалы Грузии. Единственным, кто оказал достойное сопротивление монголам, был владетель Самцхе Эристав-Эриставов Иоанэ- Кваркварэ Цихисджварели-Джакели, который в отличие от других не забыл своих обязанностей перед государством и народом. Он проявил твердость и не преклонился перед монголами. Враг все свои полчища обрушил на Самцхе. Джакели со своим войском героически сражался; неоткуда было ждать помощи. Сознавая, что рано или поздно враг преодолеет сопротивление и уничтожит Самцхе, истребив население, Джакели через гонца поставил в известность царицу Русудан, что воевать в одиночку нецелесообразно, и попросил разрешения на переговоры с врагом. Русудан согласилась и вскоре военные действия в Самцхе прекратились. Монголы окончательно завладели Восточной Грузией. Правительство признало верховенство Монгольского ханства. Западная Грузия оставалась свободной от монголов, а в остальной части Грузии, кроме грузинского правительства должны были присутствовать чиновники монгольского ханства. Кроме того, Грузия ежегодно должна была платить ханству 50 000 золотых перпер. За 22-летнее правление царицы Русудан Грузия – одно из сильнейших и авторитетных государств на стыке Европы и Азии, превратилось в вассала Монгольского ханства.

После рождения сына Давида (в дальнейшем Давид IV Нарин) царица Русудан задалась целью убрать своего племянника, незаконнорожденного сына своего родного брата Георгия IV Лаша Давида, как возможного соперника своего сына на царский престол Грузии. Чтобы избавиться от племянника, она послала его к своему зятю султану Иконии (Рума) Киас Ад Дину Кей Хусрев II-му (муж дочери Русудан – Тамар). Султан заточил Давида Георгиевича в тюрьму, в кандалах. Освободился он после победы монголов над Киас Ад Дином в 1242 году. В этом же году, согласно договору с монголами, Русудан вместе со своим сыном – сопрестольником Давидом-переехала в Тбилиси. Сторонники Давида Георгиевича по согласованию с местной монгольской властью в 1246 году привезли в Грузию из Румского султаната нового кандидата на царский престол, и послали в столицу тогдашней Монголии Каракорум для утверждения на царский престол Грузии. Царица Русудан умерла в 1245 году в Тбилиси, страдая из-за отсутствия вестей от сына, отправившегося в Каракорум раньше с той же целью. Прибывший в Каракорум Давид Георгиевич при дворе хана встретил своего двоюродного брата, младшего по возрасту.

Итак, при дворе хана одновременно появились два претендента на царский престол Грузии. Сторонники Давида Георгиевича знали, что согласно государственному закону Грузии они не смогут победить, так как закон не признавал незаконнорожденных, поэтому попросили хана решить вопрос по монгольскому закону, который не отличал законного сына от незаконного, и преимущество отдавал старшему. Гуйюк-хан обоих Давидов утвердил на царский престол Грузии: Давида Георгиевича старшего (по-монгольски «Улу») и Давида Русудановича младшего (по-монгольски «Нарин»).

В 1248 году оба царя – Давид VII Улу и Давид VI Нарин возвратились в Тбилиси и до 1259 года в согласии вместе управляли государством. По сведениям летописцев, сын царя Георгия IV Лаши Давид VII Улу был представительным и физически очень сильным, без промаха стрелял из лука. Вторым браком он был женат на дочери эристава Рачи Гванце Кахаберисдзе; у них родился сын – будущий царь Грузии Деметрэ II. Одним из главных требований монголов было обязательное участие грузинского войска во главе с царем в их захватнических войнах. Давид VII Улу, вынужденный участвовать в этих войнах, сыграл главную роль при взятии Багдада. В 1258 году под его руководством грузины сделали подкоп под крепостной стеной Багдада и, ворвавшись в город, перебили охрану главных городских ворот, открыв их монголам. Город был взят без особых трудов. Через два года Хулагухан вновь позвал Давида Улу в поход на Египет. Но на этот раз Давид Улу отказался, а грузинам-феодалам дал право выбора и все, кроме Саргиса Джакели, послушались монголов. Против восставшего Давида Улу Хулагухан послал ноина (нойона) Аргуна. Он взял в плен царицу Гванцу вместе с малолетним сыном Деметрэ, отправив их в монгольскую ставку. Давид Улу продолжал воевать с ноином Аргуном, к которому примкнули некоторые изменники-феодалы. За это ему отомстили тем, что казнили царицу Гванцу. Видимо, боясь потерять и сына, Давид Улу укрылся в Западной Грузии (умер от болезни в 1270 году).

После смерти царицы Гванцы малолетний Деметрэ воспитывался в доме грузинского государственного деятеля Тарсаич Орбели. В 1271 году Абагахан утвердил Деметрэ царем Грузии. Ему было всего 12 лет. Через год он женился на дочери Трапезундского императора Теодоре, родившей ему пятерых детей, из них двое – Давид и Вахтанг при монголах были царями Грузии под титулами Давид VIII и Вахтанг III. После утверждения Деметрэ II царем Грузии, опекуном ему назначили человека, пользующегося доверием хана. Это был временщик Садун Манкабердели, интриган, доносчик, проныра, которого ненавидели все. Имея такого «опекуна», Деметрэ был скован, так как «опекун» для своей выгоды мог что угодно донести хану. После смерти Садуна Деметрэ уже не утвердил его сына Хутлу-Буга атабагом (царедворец, воспитывающий наследника престола), что впоследствии стоило ему жизни. Атабагом Деметрэ II утвердил своего воспитателя Тарсаич Орбели, которому передал на воспитание своих сыновей от брака с Теодорой – Давида и Маноеля.

Бесконечные завоевательные походы монголов подтачивали устои грузинской государственности. Погибали люди, становясь жертвой ненасытности монголов. Походы были частыми и длительными, но в большинстве случаев заканчивались поражением монголов; 18 лет длилась война с Египтом, начатая в 1259 году. В 1277 году в войне с Египтом монголы потерпели крупное поражение, погибло и много грузин; поражением монголов закончилась и война 1280 года, в которой кроме других погибло 30 000 грузин, армян и греков. В 1281 году Деметрэ лично участвовал в сражении при Амасьи (сейчас в Турции) вместе с 5 тысячами грузин. Монголы были разбиты. Здесь погибло большинство грузин, сам Деметрэ чудом спасся от смерти.

Деметрэ был другом первого эмира Буга, но раскрылось участие Буга в заговоре против новоизбранного хана Аргуна и Буга казнили в январе 1289 года. По монгольским правилам, казнили не только виновного, но и всех членов его семьи, а также родственников и друзей, поэтому и Деметрэ пригласили в ставку хана. Царь собрал царедворцев и заявил им о своем решении отправиться к хану. Сохранились его последние слова: «Если я спрячусь в Мтиулети, спасу себя, то тогда враг отомстит невинным людям, если отправлюсь, знаю, что убьют меня, но зато страна останется невредимой». Он отправился в сопровождении католикоса Абрама и нескольких царедворцев. Хан не хотел казнить Деметрэ, не было ему достойной замены, и тут Хутлу-Буга заявил, что он приведет достойного царя. После этого судьба Деметрэ была решена — его казнили 12 марта. Народ прозвал его Самопожертвователем. С этим именем он и вошел в историю.

Малхаз ЭБРАЛИДЗЕ