История семьи Александрэ Багратион-Давиташвили

«Семья Багратион-Давиташвили сыграла огромную роль в духовной жизни Грузии XIX, начала XX веков. Эта семья была награждена божественным талантом. Каждый член семьи представлял собой выдающуюся личность Грузии того времени. Но как ни прискорбно, провидение уготовило трагическую участь этой семье, семье, дети которой были лучшими деятелями своего времени, хотя тяжелое время не пощадило и их, и часто приносило им горечь, но были также и счастливые дни, которые все же принесли небольшую радость этой ветви Багратионов».

Сын последнего царя Картли-Кахети Георгий XII царевич Иоанэ Багратиони в своем труде «Краткое описание фамилии князей и дворян, живущих в Грузии», отмечает, что князья Давиташвили, по происхождению Багратиони, и ныне проживают в Цхинвали, в частности, в ущелье Нули и делятся на два дома: 1) дети Заала, 2) дети Элизбара, а остальные — менее знаменитые — с той же фамилией живут в Пца (ныне Карельский муниципалитет – М.Э.). Согласно сочинению грузинского ученого Вахушти Багратиони, Багратион-Давиташвили – одна из ветвей династии Багратионов, которые по прямой линии происходят от царевича Деметрэ, младшего сына царя Кахети Александрэ I. Как известно, старший сын царя Александрэ I Георгий убил своего отца за то, что царь был против его набегов с приспешниками на братское государство Картли, а младшего брата Деметре, который был солидарен с отцом в этом вопросе, ослепил, и вместе с женой и ребенком изгнал из Кахети, завладев кахетинским троном. Жестокого царя-отцеубийцу народ прозвал Ав-Георгий (Злой Георгий). Вскоре, при очередной набеге на Картли, царь-отцеубийца был пойман и казнен. Что касается ослепленного Деметре, то он вместе с семьей обосновался в Мцхета. Потомки Деметре сохранили традицию царского происхождения. От имени одного из предков по имени Давид эта ветвь династии Багратионов взяла фамилию Багратион-Давиташвили. Родовой резиденцией этой фамилии стала крепость Нули. Представители ветви Багратион-Давиташвили владели большими землями в нынешних муниципалитетах Гори, Карели, Хашури и в нынешней самопровозглашенной республике Южная Осетия, окупированной Россией.

Представители фамилии Багратион-Давиташвили упомянуты в «Книге решений» царя Картли Ростома в 1634 году, в связи с владением деревни Сативе. Как выясняется из этого документа, тяжба между Давидом и его племянником Рамазом Багратион-Давиташвили шла о праве на владение деревней Сативе. Сативе досталась Давиду, но их потомки позже вновь вели тяжбу за владение этой стратегически важной деревней. Название Сативе исходит из слова тиви (плот) и означает место, с которого осуществляют сплав леса. В 50-е годы XVII века в результате неоднократного нашествия лезгин деревня Сативе была разорена. В феврале 1761 года Заал Багратион-Давиташвили писал царю Ираклию II: «В нашем имении Сативе уже не зажигается огонь, крепостных не осталось, те, кто спаслись от лезгин, рассыпались по разным местам, спасая свою жизнь». На эту жалобу царский двор отреагировал оперативно, проведя определенные работы по возрождению деревни. Но повторно поселившиеся здесь крестьяне опять становились жертвой набегов лезгин. Поэтому царь принял особые меры для спасения деревни и ее жителей. По его приказу Сативе освободили от отправки в дежурное войско отряда местных воинов, оставив их для защиты Сативе. Также освободили деревню от доставки провианта для дежурного войска и обещали в случае надобности прислать войско. Эти меры отбили охоту у лезгин нападать на хорошо вооруженный гарнизон деревни. В сентябре 1776 года было документально отмечено о хороших результатах в связи с принятием надлежащих мер по защите стратегического объекта Сативе.

А теперь перенесемся в XIX век, в котором жили и творили герои нашей статьи. Об истории некоторых Багратион-Давиташвили, живших в основном в Сативе и Пца, написал интересную книгу замечательный грузинский ученый, доктор филологических наук, профессор Мурад Мтварелидзе, которая была издана в 2000 году, под заголовком «Их счастливые и несчастные дни». О семье Багратион-Давиташвили имеются сведения и в книге Вахтанга Челидзе «Жизнь Иванэ Мачабели». Семья Багратион-Давиташвили тесно была связана с выдающимся грузинским писателем и переводчиком трагедии гениального Шекспира на грузинский язык Иванэ Мачабели, который был зятем главы семьи Александрэ Багратион-Давиташвили, будучи женат на его дочери Анастасии (Тасо). Старшая дочь Александрэ Багратион-Давиташвили Ница была замужем за близким родственником Акакия Церетели, князем Бежаном Церетели и, естественно, Акакий Церетели часто посещал их дома и посвящал стихи их детям. Отца семьи Александрэ Багратион-Давиташвили все знали как сильного феодала, хозяина больших поместий, сфера его влияния была обширной, но после того как он женился на правнучке царя Ираклия II Дарье, его персоне прибавились и богатство, и имя. Дарья была хорошим знатоком грузинской литературы и блестяще владела французским языком, поэтому и все ее дети превосходно знали французский язык. У Александрэ Багратион-Давиташвили и его супруги Дарьи Багратиони было пятеро детей. Из них передовому грузинскому обществу хорошо была известна деятельность Георгия, Анастасии и Барбаре Багратион-Давиташвили.

В деревне Сативе возвышается церковь, построенная в середине XIX века на средства Багратион-Давиташвили. Церковь носит имя Святой Троицы и по своей архитектуре относится к церквям зального типа. Эта церковь служила усыпальницей семье Багратион-Давиташвили. На одном из камней имеется надпись мхедрули: «Под этим камнем покоится прах княгини Мелании, родительницы подпоручика Александрэ Багратион-Давиташвили… скончавшейся 4 января 1857 года». Церковь была восстановлена в наше время, но многие драгоценные сосуды и другая церковная утварь в эпоху правления коммунистов были утеряны.

В 1884 году состоялось бракосочетание старшей дочери Александрэ Багратион-Давиташвили Ницы (1860-1935) и князя Бежана Церетели, близкого родственника Акакия Церетели. Породнение этих двух княжеских ветвей способствовало созданию в Сачхере прекрасной семьи. У Бежана и Ницы родилось трое детей: Ивлита, Александрэ и Тамар, которую Акакий Церетели ласково называл Тамуниа. Акакий очень любил маленьких детей, игрался с ними, писал им шуточные стихи. Обожал он и маленькую Ивлиту, но неожиданно в эту семью пришло горе: маленькая Ивлита умерла. Родители долгое время были безутешны. Маленькую Ивлиту похоронили в церкви Святой Троицы в деревне Сативе. Второго ребенка Ница родила в 1903 году. Тамар (Тамуниа) Церетели была красивейшей женщиной. К ее красоте были неравнодушны многие великие грузинские мастера пера: Тициан Табидзе, Григол Робакидзе, Георгий Леонидзе, Константинэ Гамсахурдиа, — последний назвал Тамунию «живой фреской древней Грузии».

Сын Александрэ Багратион-Давиташвили и Дарьи Багратиони Георгий Багратион-Давиташвили (1861-1929) был известен как предводитель дворянства Горийского уезда в 90-е годы XIX века, а затем его избрали предводителем дворянства («Маршалом») Тифлисской губернии (1900-1910). Во время «маршальства» в Тифлисской губернии, у него случился инцидент с тифлисским губернатором, действительным статским советником, бароном Павлом Рауш фон Траунбергертом. Этот инцидент Акакий Церетели использовал для своего сатирического стиха.

Самой привлекательной и красивой из дочерей Александрэ и Дарьи была их младшая дочь Барбаре (Бабо) Багратион-Давиташвили. Она была настолько красивой, что ее внешность вызывала удивительное доверие. По заказу знаменитого мецената и основателя производства грузинского коньяка Давида Сараджишвили первый грузинский фотограф Александрэ Роинашвили выполнил рекламный коллаж. Для портрета специально было выбрано грузинское платье и чихтикопи (головной убор). Одетая в национальную одежду прекрасная Барбаре с коньяком на подносе, с миловидным лицом, должна была привлечь потребителя и убедить его в высшем качестве продукции. В то время лицом грузинской рекламы была прекрасная женщина, как символ доверия. С этой уникальной рекламой ознакомилась вся Российская империя. Барбаре была образованной, жила в Париже, Лондоне, знала языки, после возвращения домой у нее возникла идея открыть благотворительную пошивочную мастерскую для бедных женщин. Эта идея Барбаре была осуществлена при помощи Марджори Уордроп. Барбаре окружало множество достойных женихов, но она любила только одного, который выбрал другую. В 1902 году она переехала на местожительство в Петербург, но через несколько лет разбитая и больная возвратилась домой. В июле 1915 года Барбаре скончалась в возрасте 45 лет. Брат похоронил свою сестру в церкви, у ног родителей. Так ушла из жизни краса Грузии.

Нино Чихладзе, автор труда «Грузинские женщины – деятельницы национальной культуры», большое место отвела деятельности Тасо Мачабели, супруге известного беллетриста и блестящего переводчика Шекспира Вано Мачабели, о жизни и деятельности которого я писал в «Головинском проспекте» (№6, 2009 г.). Тасо (Анастасия) была прекрасным человеком, наделенной изысканной красотой. Их дом часто посещали иностранцы и в своих воспоминаниях о Тбилиси восхищенные делами Тасо, ее гостеприимством, отзывались о ней как о красивейшей грузинской женщине, называя ее «Мадонной Мурильо». Тасо всегда стояла плечом к плечу с мужем, которого искренне любила, создавала все условия для его работы и способствовала его общественным делам. Тасо занимала определенную должность в Театральном обществе. Она, как родная мать заботилась о талантливой молодежи; по инициативе Тасо был послан в Италию Вано Сараджишвили – выдающийся тенор. Благодарен был ей и Иосеб Гришашвили, за устройство литературного вечера… Она обо всех пеклась и делала только добро. Писатель и искусствовед Илья Зурабишвили писал: «Все, что делала Тасо, она делала во имя нашей национальной культуры, во имя прославления грузинского народа, что для женщины с двумя детьми было нелегко…». У Вано и Тасо Мачабели было двое детей – старший Никуша (Николоз) и младшая Елена.

После трагедии в семье Мачабели – бесследного исчезновения Вано, — по городу поползли грязные сплетни. В убийстве Вано обвиняли Илью Чавчавадзе, Акакия Церетели, делали разные фантастические заключения. После того как опубликовали письма Акакия, все эти сплетни так и остались сплетнями. Была еще одна версия, которая могла быть правдоподобной. Как известно, Сергей Львович Толстой был известен как сподвижник отца Льва Николаевича, принимающий участие в перевозке духоборов в Канаду. Через три дня после исчезновения Вано, из Батуми отплыли три корабля без описи пассажиров и без разрешения. Один из кораблей затонул в районе Бермудского треугольника. Возможно, на этом корабле и был Вано Мачабели, взятый в Канаду как знаток английского. Эта трагедия сломила Тасо, она умерла в августе 1917 года, в возрасте 48 лет. Сын Вано и Тасо Мачабели Никуша (Николоз) как участник восстания 1924 года против большевиков, оккупировавших Грузию, был расстрелян. Лишь их дочь Елена сохранила семью и внесла свой вклад в дело увековечения памяти родителей.

Малхаз ЭБРАЛИДЗЕ