Регалии последнего царя
История регалий, дарованных Павлом I последнему грузинскому царю Георгию XII, ныне забыта. В сокровищнице московских царей, Оружейной палате, остался только скипетр — символ сюзеренитета самодержца по отношению к вассалу.
23 августа 1798 года Павел поздравил Георгия XII грамотой со вступлением на престол, заметив, что теперь ожидает формального прошения об утверждении вассала на троне «по силе Георгиевского трактата».
Соответствующее прошение было карталино-кахетинским повелителем послано в Петербург в ноябре 1798 года, и 29 декабря император издал устный указ об изготовлении для нового грузинского царя знаков инвеституры. Корона, скипетр и сабля были в Петербурге срочно исполнены «галантерейным художником» Терменом и золотых дел мастером Лихтом. Сверх того Георгию XII, его супруге и царевичу Давиду Георгиевичу (наследнику престола, официально признанному русским императором) были отправлены высшие ордена Российской империи, сделанные «собственным императорским ювелиром» Яковом Дювалем. Царица Мария вдобавок получила бриллиантовый букет, вышедший из стен той же мастерской «Луи-Давид Дюваль и сын».
28 декабря 1800 года царь Георгий XII скончался.
В нарушение Георгиевского трактата Российская Империя упразднила Грузинское царство и указом императора, объявленным в Грузии 17 февраля 1801 года, присоединила Грузию к России.
Корона и скипетр картл-кахетского царя по решению Павла I вошли в состав российских регалий и под усиленным конвоем 20 февраля 1801 года были отправлены в Петербург, откуда в 1811 году повелением Александра I были переданы в Оружейную палату, дабы отныне символизировать титул русских самодержцев как грузинских царей. Грузинская корона стала изображаться не только в гербе Тифлиса: в утвержденном в 1882 году Большом гербе Российской империи она увенчивала гербы грузинских земель.
А вот усыпанная драгоценными самоцветами булатная сабля пропала безвозвратно.
Советским правительством в 1922 году был рассмотрен поднятый по инициативе Народного Комиссариата просвещения Грузии вопрос о возвращении ей национальных реликвий из русских музеев. На проходившем 29 августа того же года под председательством А.С. Енукидзе заседании ВЦИК было принято постановление, по которому «все грузинские регалии и древности, находящиеся в музеях и хранилищах РСФСР, по удостоверении Наркомпросом и Центрархивом их грузинского происхождения, передать Соц. Сов. Республике Грузии». Корона покинула стены Оружейной палаты 6 февраля 1923 года.
Однако в 1930 году по решению грузинского правительства золотая корона последнего правителя Картли-Кахети, усыпанная алмазами и крупными травянисто-зелеными изумрудами, гранатами, шпинелями и аметистами, чьи оттенки, от кроваво-красных до фиолетовых, напоминали цвет насыщенного красного вина, была «реализована» за границу. Возможно, там ее, как предполагает грузинская исследовательница Наталия Левановна Беручашвили, приобрел г-н Детердинк, основатель компании Royal Dutch Shеll; после кончины владельца вдова перевезла венец грузинского царя в Германию, где следы сокровища затерялись.
Только скипетр Георгия XII остался в сокровищнице московских царей. Его не тронули в революционные 1920-е годы, так как со второй половины XIX века скипетр ошибочно считался регалией Павла I, поскольку в навершии жезла в щитке на груди двуглавого орла красуется вензель Павла, символизирующий сюзеренитет самодержца Всероссийского по отношению к вассалу, царю Восточной Грузии.