Как оказались осетины в Грузии
Первоначально появление в Грузии осетин было обусловлено их разгромом монголами и Тамерланом на равнинах Северного Кавказа. В результате этих походов осетины вынуждены были покинуть места своего проживания и искать убежище в высокогорных ущельях Центрального Кавказа.
Во второй половине XIII в. нашествие монголов и установление их господства значительно ослабили Грузию, резко сократилось население равнин, что способствовало проникновению в окрестности Шида Картли (Внутренней Картли) осетинских военных отрядов. Это отвечало и интересам монголов, которые считали осетин опорной силой для проведения захватнической политики в Грузии. Действительно, как пишет грузинский летописец Жамтаагмцерели, в 1292 г. «начали осетины разорять, уничтожать, грабить и заполнять Картли».
В начале XIV столетия грузинский царь Георгий Блистательный осуществил важные мероприятия для установления мира в стране, очистив ее от монголов, а также уничтожил и изгнал осетинские военные отряды. После этого в течение двух столетий в грузинских источниках не упоминаются компактные массы осетин. Как выясняется из соответствующих литературных источников, новые поселения осетин в горной Картли появились в конце XVI в. Это подтверждает и сообщение русского посла в Грузии о поселении в этих местах около 200 осетин. В XVII–XVIII вв. осетины постепенно расселялись в горной Картли, хотя здесь были скудные земли и весьма неблагоприятные условия для жизни. Историк первой половины XVIII в. Вахушти Багратиони отмечал, что в этих местах «плодородие… скудное», осетины зерновые «не могут сеять в большом количестве из-за безземелья и каменистости». Поэтому естественным было стремление осетин к югу. Этому способствовало и то, что в постоянных боях с врагом население равнинной Картли уменьшилось и его пополнение происходило за счет жителей горной местности. Покинутыми ими жилищами в свою очередь завладевали осетины. Указанный процесс подтверждается и соответствующими источниками. В частности, согласно одной купчей первой половины XVII в., население села Верхняя Джава было переселено южнее и впоследствии князья Мачабели заселили его осетинами. Этот процесс не остался вне поля зрения и Вахушти Багратиони. «В местностях этой горы сколько мы осетин записали, до них обитали здесь грузинские крестьяне. Затем владетелями мест этих переселены были сюда осетины, а грузины спустились на равнину, поелику от врагов на равнине человеки уменьшились».
Таким образом, в этот период в горных районах Картли в брошенных грузинами домах обосновываются осетины. Анализируя карты Вахушти Багратиони, доктор исторических наук Дж. Гвасалиа справедливо указывает, что «компактных поселений осетин в предгорных районах Внутренней Картли и долинах не существовало, такие поселения были только в начале ущелий».
Поселение осетин на внутренних равнинах Шида Картли началось с конца XVIII в., и процесс этот продолжался вплоть до последнего времени. Этому способствовали, кроме стремления осетин поселиться на плодородных равнинах Картли, интересы грузинских феодалов: им необходимо было пополнять в своих владениях поредевшее в результате вражеских вторжений и межфеодальных войн крестьянское население. На это указывает и свидетельство, приведенное в «Жизни-завещании» секретаря царя Ираклия II Иэсе Бараташвили: «Отправил я человека к осетинам, дабы сыскать осетин. Много истратился, обещают, да не видать пока что ничего, – может, умножатся работники».
Осетины в XVII–XVIII вв. и в первой половине XIX в. в Грузии проживали в незначительном количестве. Массовое их переселение из нынешней Северной Осетии – их исторической родины – началось с 1860 г. Достоверные сведения об этом приведены в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. В частности, в 1860 г. число осетин в Северной Осетии равнялось 47 тысячам, в Грузии же, в горной Картли, проживало 14 тыс. осетин.
В связи с переселением в Грузию осетин интересно также сведение, приведенное в той же энциклопедии о числе осетин 1880 г. Так, численность осетин в Северной Осетии достигала 59 тыс. человек, в Грузии – уже 52 тысяч.
За всю историю человечества ни в одну эпоху и ни в одной стране такой естественный прирост населения за столь короткий период не имел места. Это указывает лишь на то, что именно в этот период из Северной Осетии в Грузию осетины переселялись на жительство в большом количестве. Таким образом, если в 1860–1880 гг. число осетин в Грузии возросло на 33 тыс. человек, при этом естественный прирост равнялся 15 тыс. чел., то ясно, что остальные 18тыс.осетин переселились сюда из Северной Осетии, т.е. почти столько же, сколько проживало в Грузии в 1860 г.
Следовательно, в 60-е годы XIX .в. осетины массово переселялись из Северной Осетии в Грузию. Они селялись на равнинах Картли, не испытывая при этом никаких притеснений. Компактные поселения осетин появилось на правом берегу Куры (Мтквари) в нынешнем Карельском р-не, в Боржомском р-не и др.
Интенсивное заселение осетинами картлийских и кахетинских равнин продолжалось и в XX в. и этническое освоение осетинами территории Грузии на протяжении XX в. происходило весьма интенсивно. Возросло число осетин и в Тбилиси. Если в 1886 г. в Тбилиси проживало 314 осетин, то в в 1922 г. – 1446, то к 1989 году уже 33 тыс., т.е. за столетие их численность столице республики увеличилась в 105 раз, а за последние 60 лет – в 23 раза. Действительно, как показали материалы переписи населения 1989 г., половина проживающих в Тбилиси осетин (16 тыс.) родилась в Тбилиси. В самом Цхинвали, столице так называемой АО, в прошлых веках осетины никогда не проживали. Цхинвали всегда был грузинским городом.
Археологические раскопки в Цхинвали и его окрестностях свидетельствуют о том, что это был один из древнейших населенных пунктов Грузии. По мнению профессора Ш. Месхиа, известного исследователя истории городов и городского уклада феодальной Грузии, Цхинвали являлся важным населенным пунктом и в дохристианскую эпоху. Название Цхинвали происходит от грузинского названия дерева граба – «рцхила». В древнегрузинском это дерево именовалось «крцхила», поэтому в древних грузинских источниках Цхинвали упоминается как Крцхинвали. В одной грамоте 1344 г. он назван пунктом, населенным купцами, чему, несомненно, способствовало его расположение. Как город Цхинвали впервые упоминается в Мцхетской грамоте 1392 г. По сведениям исторических источников, в XIV–XVI вв. в Цхинвали проживали крепостные монастыря Светицховели. Еще в XVIII в. мцхетскии католикос имел в Цхинвали крепостных купцов.
Согласно Вахушти Багратиони, в первой половине XVIII в. в Картли было 14 значительных торговых пунктов, главнейшими из которых были два города – Тбилиси и Гори. Остальные двенадцать были “малыми городами”, из них особо выделялся Цхинвали. Грузинский политический деятель второй половины XVII в. А. Амилахвари в своей “Истории Грузии” упоминает о Цхинвали как о “всегда картлийском городе” и ставит его на второе после Гори место по своему значению. В тот период Цхинвали считался царским городом.
Цхинвали как город имел крепостные сооружения. В соответствующих документах упоминается Цхинвальская крепость и “крцхинвальская крепостная стена”, укрепленная специальным рвом. Как отмечает проф. Ш. Месхиа, к городам позднефеодальной Грузии, защищенным, кроме крепости, городскими стенами и другими крепостными сооружениями (рвы, башни), относились Тбилиси, Гори, Ахалцихе, Кутаиси, Цхинвали.
Интересно, что, согласно Вахушти Багратиони, известный грузинский полководец Георгий Саакадзе являлся “моурави Тбилиси, Цхинвали и Двалети”. Вместе с тем цхинвальское моуравство в течение довольно долгого времени было даровано царем членам княжеского рода Амилахвари, однако иногда Цхинвали обходился без моурави, обязанности которого выполнял какой-нибудь чиновник.
С учетом вышеуказанного и множества других исторических документов можно с уверенностью утверждать, что Цхинвали наряду с другими городами активно участвовал в экономической жизни Грузии.
Известно, что по переписи 1770 г. в Цхинвали было 700 дымов. Однако из литературных источников и документов различного периода точно известен этнический состав населения города. В частности, здесь с древнейших времен проживали грузины, евреи, позднее появились армяне. Представители других народов никогда не проживали в Цхинвали. Как отмечал Вахушти Багратиони, «на берегу Большой Лиахви есть небольшой город Крцхинвали, с благодатным климатом, живут в нем грузины, армяне, евреи». Аналогичные сведения о национальном составе населения Цхинвали встречаются и в «Дастурламали» царя Вахтанга VI. В частности, цхинвальское население обязано было ежегодно поставлять царю 28 кувшинов вина, обрабатывать виноградники помещика и др. Вместе с тем они «иногда должны были поставлять куницу, и грузин, и армянин, и еврей; и урожай, который они получают, привозить»). Цхинвали и в целом Шида Картли во всех грузинских источниках рассматриваются как неотъемлемая часть Картли. Например, у Вахушти Багратиони написано: «И стоял царь Луарсаб II, царствовавший в 1606–1614 гг. – в Крцхинвали,люди из многих мест приходили молиться».
Что обусловило проживание в Цхинвали еврейского и армянского населения? Цхинвали, как и Они, где также в большом количестве проживали евреи, находился на перекрестке дорог, ведущих из Северного Кавказа в Картли, Верхнюю Рачу и потому с самого начала являлся значительным торговым пунктом. В грузинских же городах, как известно, торговля находилась в основном в руках армян и евреев.
Национальный состав населения Цхинвали не изменился на протяжении всего XIX в. Как подтверждают переписи населения и другие документы, в Цхинвали проживали опять же только грузины, евреи и армяне. В этот период он уже не именуется городом, его всюду упоминают как грузинское село. В частности, об этом сообщают русские чиновники, проживающие в Грузии в XIX в.
Еще в первой половине XIX в. русские генералы неоднократно упоминают в официальных документах о разорении грузинских сел осетинами, грабежах, насилиях и убийствах грузин со стороны осетин Для искоренения этого зла они считали необходимым проведение соответствующих мер. Так, генерал Тормосов в 1809 г. приговорил к смертной казни через повешение пятерых осетин-разбойников. Позднее, в 1824 г., генерал Хонев докладывал генералу Ермолову: «Для того, чтоб прекратить беспрестанные нападения и грабежи со стороны осетин, предоставить жителям Карталинии защищать себя от хищников, подобно как жители Кахетии защищаются от лезгин, т.е. силою оружия; а за убийство ими хищника не подвергать преследованию законом, а посему и внушить как помещикам, так и жителям Карталинии, чтобы они безбоязненно преследовали злодеев, не страшась за то ответственности, но с тем, чтобы о каждом случившемся происшествии немедленно сами доносили местному начальству для произведения только дознания, что такой-то осетин точно убит при нападении и во время грабежа. Мщения же за кровь со стороны осетин жители Карталинии не должны страшиться, ибо ручаться можно, что осетины, видя их неустрашимость и всегдашнюю готовность отразить силу силою, никогда не посмеют и посягать на их жизнь».
Как видно, убийства, грабежи, пленение людей со стороны осетин совершались в Горийском уезде столь часто, что генерал Ахвердов в рапорте, посланном генералу Тормосову, считает необходимым, «чтобы осетины, имеющие надобность быть в селениях грузинских, а особливо в селе Цхинвали, где они производят торговлю их изделиями, впускаемы были по билетам кн. Реваза Мачабели, а казенные кн. Эристова».
Конкретные данные переписи населения отражают количество и национальный состав населения Цхинвали. В частности, согласно посемейным спискам в 1886 г., в Цхинвали проживало 3832 человека, из них 1135 грузин, 1953 еврея и 744 армянина.
Национальный состав населения Цхинвали изменился лишь в начале 1920-х годов, особенно после 1922 г., когда была создана Юго-Осетинская автономная область, столицей которой объявили Цхинвали. По переписи населения городов Грузии, проведенной в 1922 г., в Цхинвали проживало уже 613 осетин, прибывших в основном из горных сел. Это видно и из того, что, согласно переписи, большая часть осетинского населения пришлая и треть его не проживала в Цхинвали и одного года. После этого начинается активное заселение Цхинвали осетинами. Это уже было обусловлено необходимостью комплектования национальными кадрами органов управления автономной области, разместившихся в столице Цхинвали, и ее преобразованием в политический, экономический и культурный центр. Уже в 1926 г. население Цхинвали составляло 5818 человек, из них 1920 грузин, 1152 осетина, 1772 еврея и 827 армян. Согласно данным этой переписи, число грузин, проживающих в Цхинвали, намного превышало численность осетин, однако в последующие годы количественное соотношение между ними быстро изменялось в пользу осетин.
Таким образом, раскинувшийся «на берегу Большой Лиахви» древнейший грузинский город искусственно почти полностью стал осетинским. В нем, помимо резкого нарушения количественного соотношения, следует принять во внимание и тот факт, что Цхинвали как столица автономной области превратился в центр только осетинской культуры.
В настоящее время в результате «деятельности» осетинских экстремистов и искусственно созданного этноконфликта Цхинвали совершенно изменился. Неизвестно точное число покинувших город жителей, известно только, что на сегодняшний день грузин в Цхинвали почти нет.
Приведенные выше данные о населении Цхинвали ясно показывают, что грузины радушно приняли осетин в Цхинвали и были им добрыми соседями. По словам писателя Якова Гогебашвили, « грузины … ничего, кроме добра, другим не желают и просят только, чтобы им воздавали той же мерою, какою они отдавали другим».
Однако из-за осетинских экстремистов грузины Самачабло на своей родной земле стали беженцами. Тысячи грузин были вынуждены покинуть землю своих предков и искать убежище в районах Картли и Тбилиси. Их дома были или полностью разрушены, или сожжены дотла. Так были вознаграждены грузины за свою историческую терпимость по отношению к осетинам, за предоставленную тем возможность селиться и обустраиваться на грузинской земле, за то, что на протяжении многих лет замалчивались необоснованные претензии осетин. Против грузин же и обернулся завет великого предка: «Вражде со своими соседями я опять же предпочел терпение». Эти терпение и уступчивость и то, что в свое время не была сказана правда, привели к тому, что мы имеем на сегодняшний день.
Как известно, дон – осетинское слово и означает воду. Говорят, отсюда произошло и название реки Дон, а также названия протекающих по исторической родине осетин рек Гизельдон, Фиагдон и Ардон и соответственно Ардонского ущелья. Также осетинскими по происхождению считают названия рек Днестр и Днепр. Фантазия некоторых «ученых» простирается еще дальше: они и название Лондона объявляют осетинским по происхождению. В Грузии нет вообще топонимов с частицей «дон».Подобные наименования распространены только на территории исторической родины осетин в Северной Осетии.Это еще одно свидетельство того, что исторически осетины никогда не проживали в Грузии. На главном водоразделе Кавказского хребта сохранились осетинские топонимы лишь у рек, которые берут начало на северной его стороне. К югу, на территории Грузии, нет ни одного названия реки, включающего частицу «дон», и все названия суши и рек обозначены грузинскими словами.
Надо отметить, что до XIX в. не существовало ни одного исторического документа, где горные районы Шида Картли назывались бы Юго-Осетией. Проживающим тогда в горной Картли осетинам и в голову бы не пришло утверждать, что они живут в Осетии, ибо им было хорошо известно, что они пришли на грузинскую землю «хизанами», т.е. крестьянами, добровольно обязавшимися выплачивать помещику барщину. Шида Картли всегда была неотъемлемой частью Грузии. В одном из документов Ираклий II предупреждает вероломных осетин, что если они не подчинятся его приказу, «на вас обрушится такой мой гнев, какой еще не испытывал человек, и в наше отечество ваш род впускать не будем». Шида Картли всегда была грузинским отечеством», но чиновники существовали во все времена, и в 1860-е годы они преднамеренно придумали два термина –«Северная Осетия» и «Южная Осетия», которые и пустили в обращение. Таким образом, определенные силы всегда были заинтересованы в таком разделении Осетии для проведения колониальной политики.Однако существует лишь одна Осетия, она находится на Северном Кавказе и ей необходимо вернуть историческое название без всякого определения.
Как отмечает осетинский историк Т. Тогошвили, в XVIII в. грузинский язык и грузинская письменность всегда были широко распространены среди осетин, особенно в высших социальных кругах. В XVIII в. письма осетин к русской администрации зачастую писались на грузинском языке. Осетины знали грузинский язык, писали по-грузински и употребляли грузинскую графику не только в Грузии, но и на своей родине – в Северной Осетии. Небезынтересно, что в 1747–1753 гг. при переводе грузинских духовных книг на осетинский язык была использована грузинская церковная графика. Грузинский историк М. Джанашвили указывал, что при царе Ираклии II грузинским церковным шрифтом на осетинском языке были изданы духовные книги и он лично видел изданную таким образом в 1753 г. осетинскую книгу.
Следует отметить, что влияние грузинской культуры и грузинского языка на осетинскую культуру многосторонне и значительно. Об этом свидетельствует и тот факт, что терминология, связанная с христианством, в осетинском языке практически вся грузинская: дзуар (осет.) – джвари (груз.), куири – квира, Таранджелос – Мтаварангелози, мархо – мархва, Микалгабирта – Микел-Габриэл, Чиристи – Христэ, и множество других слов.
Нельзя забивать о том, что в ХIХ в. в Горийском и Тбилисском духовных училищах и семинариях обучалось большое количество осетинской молодежи. Впоследствии многие из них стали видными общественными деятелями и внесли значительный вклад в школьное образование и в культурную жизнь народа на своей исторической родине.
Известно и то, что в первой половине XIX в. по приказу Ираклия II Иоанн Иалгузидзе, впоследствии наиболее известный осетинский деятель того времени, получил образование в Грузии. Он вначале изучил грузинскую грамоту у архимандрита монастыря Иоанна Крестителя, затем в монастыре Давид-Гареджи овладевал грузинской грамматикой, риторикой, физикой, метафизикой, литературой. Грузинский писатель Даниэл Чонкадзе, будучи знатоком осетинского языка, преподавал его в Тбилисской духовной семинарии. Ему принадлежит большая заслуга в деле собирания осетинского устного народного творчества. Записанные им образцы были изданы в Петербурге в 1868 г. Кроме того, он перевел на осетинский язык несколько произведений грузинской художественной литературы.
Неоценимый вклад в изучение и развитие осетинского языка внес грузинский ученный, академик Георгий Ахвледиани, большинство научных кадров осетин подготавливались в тбилисских научных учреждениях. Основанное в 1906 г. в Тбилиси «Общество осетинского издательства» в 1907 г. выпустило в Тбилиси осетинскую газету «Ног цард» («Новая жизнь»). Для проживающей в Тбилиси осетинской молодежи им была создана школа, в которой обучение велось на осетинском языке. Этим же обществом был организован драматический кружок, в 1906 г. показавший зрителю первый спектакль. Примечательно и то, что первый осетинский государственный драматический театр был создан в Грузии в 1931 г. при содействии грузинской общественности. В 1932 г. в Сталинири (нынешний Цхинвали) был открыт педагогический институт, что было значительным событием в культурной жизни осетинского народа.
Замечательный осетино-абхазский нартский эпос заканчивается тем, что каждый из нартов сам роет себе могилу. Таков трагический конец, который предопределила им судьба. То, что происходит сегодня в так называемой Южной Осетиии, как раз и есть рытье могилы себе осетинскими экстремистами, только с той разницей, что они не щадят ни грузин, ни осетин, не хотят видеть историческую истину, пытаются направить нации по пути агрессии. Они напоминают одного из персонажей эпоса – Сырдона, погубившего нартов. Народ должен пресечь всякую подобную попытку.
Лучшие представители русской интеллигенции всегда с сочувствием относились к справедливой борьбе грузинского народа против колониальной политики царизма. В опубликованных в 1887 г. в Петербурге «Кавказских очерках» написано: «Мы, русские, никогда не должны забывать, что не завоевывали Грузию мечом, что мы равноправные братья грузин, а не могущественные властители. Мы не должны забывать, что грузины вошли в нашу семью для того, чтобы остаться грузинами, поэтому мы должны уважать все грузинское, достигнутое историей, каждым грузином, любую национальную святыню, любые обычаи ихние, ровно как уважаем и поддерживаем все свое. Союз между братьями заключается в том, чтобы братски помогать, сочувствовать друг другу, а не в том, чтобы уничтожать друг друга».
А.Тотадзе 2010