Мариам Багратиони – императрица Византии
Императрица Мариам была одной из ключевых фигур в политической жизни Византийской империи 70-90-х годов XI столетия. Свою жизнь она в основном посвятила борьбе за возведение на византийский престол своего сына Константина Порфиродного. Мариам славилась своей красотой и была очень образованной женщиной; несмотря на личную трагедию, она всегда принимала активное участие в деле культурного возрождения своей горячо любимой родины – Грузии, оказывая помощь племяннику – великому царю Грузии Давиду Строителю в проведении государственных и церковных реформ. Императрица Мариам покровительствовала грузинским монастырям, находящимся на территории Византийской империи и была ктитором – лицом, выделившим денежные средства на строительство православного грузинского женского монастыря на горе Сион в Иерусалиме.
Будущая императрица Византии Мариам была дочерью царя Грузии Баграта IV (1018-1072) и осетинской принцессы Борены. По предположению ученых, имя Борена скифо-аланского происхождения и означает «каштаново-волосая». Мариам родилась в 1050 году и при крещении ей дали имя Марта. В 1056 году шестилетняя Марта прибыла в столицу Византийской империи Константинополь, где должна была получить соответствующее воспитание и образование, надлежащее как дочери царя, под попечительством правящей императрицы Феодоры (984-1056). Но когда Марта в августе 1056 года прибыла в Константинополь, императрица Феодора скончалась в возрасте 72 лет. Когда маленькая Марта вошла во дворец императора, находившийся там грузинский духовный и общественный деятель, писатель, переводчик и настоятель Иверского монастыря на Афоне Георгий Мтацминдели (1009-1065) произнес такие слова: «Уведомляю всех, что сегодня ушла императрица и вошла императрица». Слова Георгия Мтацминдели полностью оправдались в 1071 году, когда Марта в 21 год стала императрицей Византии. А до этого Марта вернулась в Грузию к родителям.
После отъезда Марты в Византийской империи произошли следующие перемены: на трон Византии в сентябре 1057 года взошел император Исаак Комнин, который правил империей 2,5 года, но, заболев в декабре 1059 года, своим преемником назначил Константина Х из династии Дук. Император Византии Константин Х Дука, стоявший во главе Mariam-13-001империи с декабря 1059 по 1067 год, в 1065 году попросил руки царевны Марты для своего наследника Михаила, который был ровесником Марты. Со стороны Константина Х это было политическим решением, так как на Востоке Византия потерпела ощутимое поражение от турков-сельджуков. Учитывая то обстоятельство, что в то время на Востоке сильнейшим христианским царем был Баграт IV, император Константин Х Дука и решил породниться с ним. Такое решение было выгодно обоим государствам, так как еще со времен царствования Георгия I (отца Баграта IV) Византия и Грузия враждовали. Причиной вражды была экспансия Византии на Восток и отторжение от Грузии ее провинции Тао. Византийский император Василий II, прозванный Болгаробойцой, из-за чинимых жестокостей в Болгарии, сын императрицы Феофании, которой оказали помощь грузины под предводительством Торникэ Эристави, разбив войско узурпатора Варды Склира (Скляроса) и тем самым спасли как Византию, так и семью императрицы Феофании, «позабыл» об этой помощи и приступил к завоеванию чужих территорий. Пользуясь тем, что император был занят войной в Болгарии, Георгий I вернул Тао, но удержать ее не смог. Василий II закончил войну в Болгарии и в 1021 году двинулся на Грузию. Генеральная битва произошла у Ширимни (ныне территория Турции). Грузины оказали стойкое сопротивление численно намного превосходящему врагу и отразили атаку византийской армии, но завоеванное преимущество не смогли сохранить и стали отступать. Георгий I, получив подмогу из Кахети и Эрети, решил продолжить войну, а византийцы, узнав об усилении грузинского войска, а также из-за приближения зимы, покинули Грузию, но территория Тао, а также часть территории Армении, завоеванная Василием II, осталась у Византии. Вот такое политическое взаимоотношение сложилось между Грузией и Византией 40 лет назад. За прошедшее время значительно усилились турки-сельджуки. В 1040 году была заложена основа сельджукского государства, первым султаном которой стал Тогрул-Бег (1038-1063). В результате завоевательных войн, которые вели Тогрул-Бег и его наследники Алп-Арслан и Мелик-Шах, была создана Сельджукская империя, которая вскоре превратилась в опасного соперника Византийской империи. Поэтому, решение императора Константина Х Дука породниться с царским двором Грузии, можно считать прагматичным и дальновидным.
В 1065 году царь Грузии Баграт IV с соответствующей свитой отправил свою дочь Марту в Константинополь. В этом же году состоялась помолвка Марты и наследника византийского престола Михаила. Нам неизвестна точная дата свадьбы Марты и Михаила. В 1067 году после тяжелой болезни скончался император Византии Константин Х Дука. Но после смерти своего отца Михаил не занял византийский престол. Этому помешала его мать – императрица Евдокия. Евдокии приглянулся прославленный воин красивого телосложения Роман Диоген, и она взяла его в мужья. Вскоре он стал императором с титулом-император Роман IV. Византия возлагала не него надежду в войне против турков-сельджуков. Он несколько раз победил сельджуков, однако в битве при Манцикерте (Маназкерте), севернее озера Ван, в августе 1071 года войска султана Алп-Арсана разбили армию византийского императора Романа IV, а его взяли в плен. Через какое-то время его отпустили, но он не смог возвратить византийский престол. К тому же заговорщики поймали его и вырвали глаза. Византийский политический деятель, писатель, ученый, философ Михаил Пселл (1018-1078), близко знавший всех императоров и членов их семей своей эпохи, в своей книге «Хронография» писал и об императоре Романе Диогене. Свое повествование Михаил Пселл заканчивает словами: «Лишившийся глаз Диоген был заключен в монастырь, который сам основал на острове Проти (у азиатского берега Мраморного моря), где прожил совсем недолго… Власть полностью взял в свои руки Михаил».
В 1071 году на престол Византии взошел 21-летний Михаил VII Дука, а его супруга Марта Багратиони становится императрицей Византии и ей дают имя Мариам. В Грузии ее звали Марта-Мариам. Михаил Пселл был наставником императора Михаила и писал о нем в «Хронографии», что ни один из его подданных не остался без его внимания, не слышал от него дурного слова, никого он на людях не оскорбил, ни от кого, даже уличенного в дурных делах, не отвернулся… Он обладал непревзойденным умом… В беседах с любыми сведущими людьми он высказывал превосходство во всех областях и похищал славу знатоков… Он не предавался удовольствиям, не сделался рабом желудка, отказывался бесстыдно бражничать… Царский венец не заботит Михаила, и он хочет, чтобы его голову красил не венец, а образы добродетели.
Узнав, что его наставник пишет о нем, император запретил ему писать, пока он сам не изложит главное свойство своего характера, но он в нем так себя принизил, таким дурным себя изобразил, что и железная природа не может не восхититься высотой его смирения. Махаил Пселл хотел написать о любви императора к своей жене, прекрасной Мариам, но после запрета императора, он написал: «Я сокращаю свое повествование и потому не смог рассказать о многом: о его любви к жене, о том, какое дитя она ему родила, о его любви к обоим братьям…» О жене императора Михаила VII Мариам Багратиони, Михаил Пселл написал коротко: «Не стану воздавать царице хвалу за ее род, богатством и древностью превосходящий любой царский, хватит с нее нрава ее несравненного и красоты неподражаемой. А если, как говорится в трагедии, молчание красит женщину, то оно – лучшее из ее украшений, ибо никто, кроме мужа, не слышал звука ее голоса, и без украшений она прекрасней, чем когда по необходимости их надевает». В 1074 году у супружеской пары Мариам и Михаила родился сын, названный Константином в честь дедушки – императора Константина Х Дука. Резиденцией византийских императоров, почти до конца XI века, был Большой или Святой дворец, заложенный еще Константином Великим, и перестроенный императором Юстинианом. Детей императора, рожденных в Порфирном зале, называли порфирородными, этому званию удостоился и сын Мариам и Михаила – Константин Порфирородный.
Михаил VII Дука занимал трон императора до 1078 года; хотя он и обладал прекрасными душевными качествами, но оказался совершенно неспособным управлять огромной империей. Против него восстал Никифор Вотаниат, назначенный Михаилом полководцем восточной армии. Церковь и синклит также были недовольны правлением Михаила. Он был смещен с византийского трона и постригся в монахи, а через некоторое время патриарх возвел его в сан митрополита Эфесского, а на трон Византии был приглашен пожилой полководец Никифор III Вотаниат. Он хорошо знал, что императрицу надо оставить, чтобы не вызвать гнев народа; кроме того, Мариам ему нужна была для того, чтобы придать законность государственному перевороту. Он просил руки императрицы, которая была младше него на 40 лет. Мариам выставила условие, что согласится на брак в том случае, если он официально объявит наследником византийского престола ее сына Константина Порфирородного. Вотаниат согласился, согласился и патриарх, так как ее супруг уже был пострижен в монахи. Вотаниат стал императором, но своего слова не сдержал, и объявил наследником византийского престола своего человека. Обманутая Мариам отомстила коварному Вотаниату. Она поддержала заговор против Вотаниата, который возглавляли Комнины, усыновила будущего императора Алексея Комнина, который письменно обещал ей сделать наследником престола ее сына. Общими усилиями они свергли Вотаниата, и в 1081 году Алексей Комнин стал императором, а когда в 1083 году у него родилась дочь Анна, обручил ее с сыном Мариам. Анна Комнин, автор сочинения «Алексиада», писала о Мариам: «Мариам была высокой и стройной, как кипарис, бела как снег, лицо не очень круглое, но как распустившаяся весенняя алая роза. Сейчас не спросите о сиянии ее глаз? Кто может описать это? Ресницы длинные и изумительные, глаза голубые. Рука художника часто передает разную окраску цветов, которые дарит нам природа в разное время года, но красота царицы и ее обворожительная привлекательность, ее добродетельный характер – все это превосходит живопись и искусство. Скульптор не оставил скульптуру подобную Мариам. Говорят, что голова Горгоны превращала в камень людей, взглянувших на нее, но тот, кто случайно мог увидеть царицу Мариам, когда она прогуливалась, он как окаменелый оставался в том же положении, в каком встречался с царицей… Это была живая скульптура, которая пленяла любителей прекрасного…» В 1095 году случилось несчастье. Умер сын Мариам Константин Порфирородный, это было страшным ударом для нее. Ей было 45 лет, но она потеряла всяческий интерес к светской жизни. По сведению историков, Мариам присутствовала на Руисско-Урбнисском собрании в 1104 году, которое созвал ее великий племянник Давид Строитель. Мариам многое сделала для грузин и Грузии. Вместе с матерью Бореной построила известный женский монастырь Каппата на горе Сион в Иерусалиме, освободила от налогов Иверский монастырь на Афоне. Покровительствовала всем грузинским монастырям на территории Византии. По ее просьбе видный богослов и филосов Феофилахт Болгарский написал труд «Разъяснение евангелия Иоанна». Мариам изображена на золотых и серебряных монетах и на грузинских иконах.
Малхаз ЭБРАЛИДЗЕ