Последнее пристанище грузинских царей в Астраханском соборе

Город Астрахань занимал значительное место в русско-грузинских взаимоотношениях, особенно в XVII-XVIII веках. Расположенный в дельте Волги город Астрахань являлся особо важным военно-стратегическим и торговым пунктом на юго-восточной границе русского государства, и в то время был центром, связующим дорогу между Грузией и Россией. От Астрахани шли дороги на Северный Кавказ, в Закавказье, Иран, Среднюю Азию. В Астрахани собиралось множество купцов, останавливались послы разных стран, политические деятели. Здесь жили многие известные грузины: царь Арчил, царь Вахтанг VI и знаменитые члены его свиты, Сулхан-Саба Орбелиани, Давид Гурамишвили, Гайоз Ректор и другие.

Из них следует выделить малоизвестного читателям Гайоза Ректора – грузинского ученого, литератора, переводчика, педагога, дипломата из фамилии Бараташвили. В 1772 году Гайоз Ректор был участником дипломатической миссии в России, вместе с царевичем Леваном и Католикосом Антоном I (Теймураз Багратиони). Гайоз временно остался в России, поступив в Московскую славяно-греческую академию, после окончания которой, в 1778 году, вернулся на родину и руководил Тбилисской духовной семинарией, был также ректором Телавской духовной семинарии, принимал участие в заключении Георгиевского трактата. В 1783 году он отправился в Россию, и в Грузию больше не возвращался. Он был последователем политики царя Ираклия II и при царском дворе России защищал интересы Грузии. Он был автором многих ценных трудов по педагогике, оригинального труда «История Грузии» и др. Гайоз также был блестящим оратором. В 1793-99 годы был епископом Моздокской, Саратовской и Пензенской епархии, а с 1808 года до своей смерти в феврале 1821 года, занимал должность архиепископа Астрахани.

В истории Астрахани значительное место отводится тому факту, что в этом городе похоронены два выдающихся деятеля – Вахтанг VI и Теймураз II. С именем Вахтанга VI связано осуществление такого значительного мероприятия, как основание в Тбилиси первой грузинской типографии в 1709 году, и первое научно-критическое издание поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» в 1712 году. Вахтанг VI был прогрессивным деятелем своего времени. Он организовал Комиссию ученых для составления истории Грузии, «Свода законов» («Законы Вахтанга»), а также сборника распоряжений и инструкции по государственному управлению. Со своим единомышленником Сулханом-Саба Орбелиани Вахтанг искал пути для освобождения Картли от иранских и турецких захватчиков. Сулхан-Саба с тайной миссией отправился в Европу – к французскому королю и Папе Римскому, а сам Вахтанг пытался установить связь с Петром I. Это ему удалось в 1719 году. Намеченные вместе с Петром I совместные действия в Прикаспийской области против Ирана не осуществились, и Петр отозвал свое войско. Антииранская политика Вахтанга стала очевидной, и новый шах Ирана решил наказать его. Над Картли нависла угроза и со стороны Турции. Ко всему этому добавилась и внутренняя междоусобица с царем Кахетии Константинэ, который выступил против Вахтанга. После этого оставаться в Картли Вахтанг не мог и эмигрировал в Россию, в сопровождении единомышленников и близких – около 1200 человек.

Современники не одобряли этот шаг Вахтанга. Бросить страну и опираться на чужую помощь считали грубейшей ошибкой, советовали царю возвратиться или прислать своего сына Баккара, чтобы возглавить сопротивление турецким захватчикам. Но Вахтанг по-прежнему верил в Петра и надеялся, что с помощью России сможет вернуться в Картли. В январе 1725 года скончался Петр I, а при его преемниках – Екатерине I и Петре II политика России на Востоке изменилась. Фактические правители страны – члены Верховного тайного совета были заняты борьбой за власть. Вахтанг VI старался увязать грузинский вопрос и свою политику с политикой России в отношении Ирана и Турции так, чтобы Грузия могла извлечь пользу. Вахтанг VI имел определенную роль как организатор освободительной борьбы народов Закавказья, он имел связь с политическими деятелями Армении и кабардинцами, которые не раз обращались к нему о ходатайстве за них перед Россией. Правители России боялись рисковать и предпочитали политику уступок. В годы царствования Анны Иоанновны, когда в России утвердился режим «Бироновщины» с антинациональной политикой, Вахтанг VI был вынужден поселиться в Астрахани в 1735 году, где и скончался в 1737 году. Похоронили его в Астраханском Успенском соборе. В этом же соборе 4 июня 1762 года были захоронены останки царя Теймураза II.

Теймураз принадлежал к кахетинской ветви Багратионов и был женат на дочери Вахтанга VI Тамар. В 1733-1744 год он был царем Кахетии, а в 1744 году стал царем Картли. На кахетинский царский трон Теймураз возвел своего сына Эрекле II, тем самым фактически объединив два государства, хотя этому воспротивились князья Картли, которые на картлийском троне хотели видеть потомков Вахтанга VI, и враждебно были настроены против кахетинских Багратионов. Идея реставрации картлийских Багратионов уже носила регрессивный характер, так как в условиях фактически объединенной Восточной Грузии Теймураз и Эрекле успешно осуществляли единую национальную политику. Но, так как потомки Вахтанга VI находились под покровительством России, понятно, что отцу и сыну, воцарившимся в Восточной Грузии, особенно требовалось официальное признание правительства России царем Картли Теймураза II. Этим Россия отказалась бы от политической поддержки потомков Вахтанга VI, а царя Эрекле II признала наследником Картли-Кахетинского трона.

Картли-Кахетинское посольство 1752-54 годов в России постигла неудача. К 1760 году создавшаяся обстановка в Иране требовала активного включения грузинских царей в иранские дела, так как поддержка того или другого претендента на престол шаха имела решающее значение. Грузинские цари решили заранее согласовать свой шаг с правительством России и с другой стороны вовлечь Россию в налаживание иранских дел и получить финансовую помощь, кроме того, добиться от России признания царем Картли Теймураза II. Из-за всего этого Теймураз весь 1761 год провел в России. При российском императорском дворе Теймураз своей степенностью и красотой произвел большое впечатление. Императрица Елизавета Петровна поручила известному русскому художнику Алексею Антропову написать портрет царя Теймураза II. Антропов выполнил задание императрицы, написав портрет царя Теймураза в цвете. Теймураз уже собирался возвращаться на родину, когда 8 января 1762 года неожиданно скончался в Петербурге, члены его свиты забальзамировали тело покойного царя и направились на родину. Но когда достигли Москвы, из-за дальней дороги и по причине приближающегося лета, обратились с просьбой к правительству России разрешить похоронить царя Теймураза в Астраханском соборе Успения Богородицы, там, где покоится царь Вахтанг VI. Российское правительство дало свое согласие с тем условием, если согласится Эрекле II. У этой просьбы имелась политическая подоплека. Этим актом хотели подчеркнуть равенство Теймураза II и Вахтанга VI. В конце мая 1762 года тело покойного царя Теймураза II доставили в Астрахань и 4 июня похоронили в соборе Успения Богородицы. Этот храм построен на территории Кремля в 1698-1710 годах.

В 1892 году Астраханский Успенский собор посетил профессор Александрэ Цагарели, который в своем труде «Сведения о памятниках грузинской письменности» отметил, что памятники на могилах Вахтанга VI и Теймураза II были разрушены в 1801 году. В 1955 году искусствовед Давид Арсенишвили, основатель музея имени Рублева и его первый директор, попытался провести археологическую разведку для установления местоположения гробниц Вахтанга VI и Теймураза II в Астраханском соборе Успения. Он сумел отыскать их, и на этом закончил работы, не вскрывая гробниц. Наши известные ученые – доктор исторических наук, профессор Георгий Пейчадзе и археолог, историк Вахтанг Джапаридзе — были очевидцами и участниками вскрытия гробниц Вахтанга VI и Теймураза II. Академия наук Грузии издала их труд, в котором они досконально описали всю историю, связанную с захоронением наших царей Вахтанга VI и Теймураза II.

Астраханский собор Успения Богородицы, как значительный памятник культуры конца XVII и начала XVIII веков, был передан Астраханскому краеведческому музею. Памятник, который был лишен должного ухода, после обретения нового хозяина удостоился реставрации. Руководство музея решило устроить нижний этаж, где были найдены старые остатки церкви и находились могилы грузинских царей. В связи с этим было решено устроить спецвыставку о «Русско-грузинских отношениях XVIII веке». После этого был поставлен вопрос вскрытия гробниц Вахтанга VI и Теймураза II, и их останки перенести на новое место в том же соборе, поэтому руководство музея обратилось к Институту истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии с просьтой принять участие в этих работах. Вот что рассказывают наши ученые: «13 февраля 1973 года по поручению института мы отправились в Астрахань вместе с заведующим лабораторией фотофиксации Н.Арчвадзе. 17-19 февраля вскрытие гробниц и перенос останков осуществилось с нашим участием. Научно были изучены гробницы царей и проведена их фотофиксация. Гробницы царей были выстроены кирпичом и известью. Свод гробницы Вахтанга VI в одном месте был провален, и была большая дыра, через которую свободно можно было пролезть. После снятия свода стало ясно, что гробница ограблена и ужасно смешана. Кости скелета были разбросаны по всей гробнице, кое-где были видны фрагменты досок гроба. При электрическом освещении в гробнице работали осторожно. К сожалению, в гробнице не нашли череп (грабители не оставили даже это). В гробнице обнаружили фрагменты одежды. Царь носил богатую одежду, вышитую золотом.

Интересной оказалась гробница царя Теймураза, в основном потому, что дошла до нас в нетронутом виде. Весь гроб был облеплен растительным слоем. После снятия растительного слоя, который, видимо, сохранил тело от разложения, появился шелковый саван оранжевого цвета. Неожиданно перед нами раскрылась удивительная картина: после снятия савана нашему взору предстал Теймураз II, одетый в богатую царскую одежду, которая без повреждения дошла до нас. Спустя 211 лет у покойника на присохшей коже была короткая седая борода и усы, редкие волосы и брови. Совершенно особенной была царская одежда белого цвета, украшенная изображением роз, помещенных в ромбические рамки… Наши ученые отметили, что их труд находился еще в печати, когда из Москвы поступило известие о том, что Министерству культуры СССР было дано указание о передаче одежды Теймураза на постоянное хранение Государственному музею Грузии имени С.Н.Джанашиа.

Малхаз ЭБРАЛИДЗЕ

Послесловие. В рамках новейшей политической истории вопрос о перезахоронении грузинских царей на родине не удалось разрешить, хотя стороны не единожды были близки к этому. В 2002 году в ответ на просьбу Эдуарда Шеварнадзе к Владимиру Путину и Католикоса-Патриарха Илии II к Патриарху Алексию II оба раза поступали устные согласия. На одной из встреч до 2006 года (т.е. начала ухудшения российско-грузинских отношений) с Илией II президент Путин сказал ему: «Я сам с удовольствием приехал бы в Грузию, чтобы участвовать в церемонии погребения, когда придёт время…». В письме Патриарху Кириллу в ноябре 2011 Католикос-Патриарх Илия II вернулся к обсуждению вопроса. Русская Православная Церковь ответила: «Ввиду фактического отсутствия прямых документальных свидетельств о том, что Вахтанг VI и Теймураз II желали быть похороненным в Грузии, а также учитывая тот политический резонанс, который могло бы вызвать перезахоронение, Святейший Патриарх Кирилл предложил Грузинской Церкви провести дополнительные исторические и археологические исследования, создав соответствующую российско-грузинскую комиссию».