Монастырь Гелати

Монастырь Гелати принадлежит к памятникам средневековой архитектуры, охраняемым Всемирным наследием Юнеско. Расположился он северо-восточнее Кутаиси (в 10 км от города) на красивой возвышенности среди могущественных дубов и вязов. Основан был в 1106 году по приказанию царя Давида Строителя ввиду включения Кахетии в состав Грузии и удачной победы над тюрками (сельджуками) в Эрцухском сражении. Почему монастырь называется Гелати, точно неизвестно. Святые места принято называть по местонахождению или имени основателя, но в данном случае традиции были нарушены. Точного толкования слова «гелати» не знает ни один историк или этимолог. Распространенной и более убедительной является следующая версия, объясняющая смысл названия святыни: изначально, она именовалась Гаэнати, что в переводе с греческого означает рождение, то есть по названию основного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Затем слово «гаэнати» перестали употреблять и было заменено более благозвучным «гелати». Истинность указанной версии подтверждает сохранившееся по сей день название епархии, к которой принадлежит скит, – Гаэнатская. Начало строительству обители было положено в 1106 году. Основной храм Рождества Пресвятой Богородицы окончательно построили только в 1125 году. Его основоположник – царь Давид IV – лично руководил стройкой. Задумав создать культурный центр, он отдал монастырю много земли, даровал дорогие венцы, украшения, добытые в войне с мусульманами. По его личному распоряжению в Гелати перевезена копия нерукотворной иконы Пресвятой Богородицы – Ацкурская икона Божией Матери. Ее поместили в специально изготовленный оклад, богато украшенный, по настоящее время относящийся к лучшим образцам грузинского чеканного искусства. Одновременно на монастырской территории строилась Гелатская академия, так называемые вторые Афины, ставшая центром науки и просвещения. По приглашению царя в ней служили известные ученые – святые Иоанн Петрици, Арсений Икалтоели и другие. В академии занимались научными разработками, переводами книг. Монахов, а также других учеников, временно поселявшихся в ските, обучали астрономии, грамматике, математике, медицине, музыке, риторике, философии. Давид был мудрым и дальновидным правителем. Выбирая место для будущей застройки, он предусмотрел, чтобы святыня располагалась вдали от военных баталий. Именно поэтому два основных храма отлично сохранились до настоящего времени. Еще при жизни грузинский царь дал распоряжение о захоронении на монастырской земле правителей Грузии, тем самым обеспечив попечительство властей над святыней. Давид IV не дожил до окончания строительства, он завещал быть захороненным в святой обители под аркой входа на юге, требуя положить надгробную плиту так, чтобы на нее ступал всяк входящий. На гробнице надпись: «Пусть мой народ ходит по моей могиле, во искупление грехов моих». В 12 веке на монастырской территории были выстроены храм Рождества Пресвятой Богородицы, академия, ограда, ворота на юге, каменный шатер, трапезные, келии и дом настоятеля. Освещение основного храма Гелати проводилось после смерти Давида Строителя. Дело отца продолжил сын Дмитрий: он выстроил придел с запада (сейчас это вход в храм), восстановил южный вход, повесив на него дверь главных городских ворот города Гянджи, расписал собор фресками. Святыня развивалась, став крупным духовным центром Грузии. Правнучка Давида, царица Тамара, пожертвовала монастырю дорогое ожерелье, украсившее лик Богородицы, а также военный трофей – знамя персидского халифа. По одной из легенд, Тамару, как и многих грузинских царей, похоронили в монастыре Гелати, но документальных подтверждений этому нет. После монгольского нашествия, в результате которого грузинское царство раскололось на два государства, монастырь оказался на территории Имеретинского царства и его использовали как усыпальницу имеретинских царей. Возведение комплекса продолжили в 13-14 веке. Выстроены два храма: в честь святого Николая Мирликийского и в честь Георгия Победоносца, а также колокольня и портик академии. Начало XVI века – трудный период для святыни: монастырь разорен турками, утрачена первоначальная роспись стен. Восстановил обитель царь Имеретии Баграт III. В период СССР монастырский ансамбль являлся филиалом Кутаисского историко-этнографического музея. Сейчас святыня находится в ведомстве грузинской православной церкви.