crown55

Святые Цари

Славный род Багратионов воспитал и отправил на службу Родины многих святых, политиков, военачальников, духовных лиц, учёных, деятелей искусств.

ashot

Ашот I Куропалат-эрисмтавари (правитель) Картли примерно 790/809-813 годы, сын Адарнасе Багратиона. В период правления арабского халифы Аль-Мамуна (813-833) Ашот сын Адарнасе был назначен эрисмтаваром и он положил начало царской династии Багратионов.

Ашот I воспользовался ослаблением Арабского халифата и установил связи с византийской империей. Император Леон V (813-820) пожаловал Ашоту I титул куропалата.

Картлийский эрисмтавар Ашот I возглавлял борьбу против арабов, но, к сожалению, он в итоге потерпел поражение. Когда в Картли арабы упразднили институт эрисмтавара, Ашот I куропалат перешёл в Тао-Кларджети, где заложил основы княжества Тао-Кларджети (грузинское). В 813-826 годах он был куропалатом Тао-Кларджети (грузинское).

Ашот I куропалат своей резиденцией избрал крепость Артануджи и превратил её в город. В этот период в Тао-Кларджети начался подъем национального духа и самосознания – создание культурно-материальных ценностей, строительство церквей и монастырей, которыми руководил великий грузинский духовный деятель Григол (Григорий) Хандзтели (759-861). В начале IX века в Хандзте был построен первый монастырь.

Наследники Ашота I, которые с 898 года уже именовались «царями грузин», основали царскую династию Багратионов, которая правила Грузией в течении тысячи лет.

Ашот I куропалат из Тао-Кларджети пытался освободить Картли от арабов. Именно в ходе этой народно-освободительной борьбы, действующие при подстрекательстве арабов, предатели убили его в Опизской церкви, перед алтарём, 29 января 826 года. Св. Ашот Куропалат I похоронен в Артануджи, в своей фамильной гробнице.

Ашот I куропалат причислен Грузинской православной церковью к лику святых и день памяти установлен 29 января (по новому стилю 11 февраля).

dinara

Св. Динара I Багратиони – была дочерью представителя кларджетской ветви Багратионов Адарнасе II (896) и сестрой сильного эриставт-эристави (правителя) Гургена IV (918-941). Царица Динара была женой царя Эрети Адарнасе II Багратиони (примерно 897/906-943) и матерью царя Эрети Ишханика (прим. 943-960).

Согласно грузинскому историческому источнику, с совместным правлением матери и детей в Эрети связано «обращение» эретцев от армянского монофизитства в православие.

В «Летописи Картли» отмечается, что «в Эрети до царствования Ишханика, все были язычниками; а Ишханик был племянником эриставт-эристави Гургена и его мать, царица Динара способствовала обращению в православие».

Это же отмечает и Вахушти Багратиони: «До Ишханик Эрети был краем язычников, а царица Динара обратила Эрети от армянского монофизитства в православие».

Царица Динара причислена Грузинской православной церковью к лику святых и день памяти празднуется 30 июня (по новому стилю 13 июля).

agmashenebeli

Св. Давид IV Багратиони – царь единой Грузии в 1089-1125 годах. В 1089 году 16 летний сын Георгия II Давид восходит на царский трон.

В 1097 или 1099 году Давид IV воспользовался неудачами и внутренними распрями государства турков-сельджуков и прекратил выплачивать дань султану Бархиаруху.

Встревоженный усилением Давида IV, султан турков-сельджуков Бархиарух под предводительством ганджского атабага послал войско против Грузии. В 1104 году в Эрцухской битве войско Давида IV одержало блестящую победу над врагом.

Царь вознамерился подчинить церковь государству. С этой целью в 1103 году царь созвал церковное собрание, которое проходило в Руиси-центре двух картлийских епископств Руиси и Урбниси и поэтому данное собрание известно под названием Руис-Урбнисского церковного собрания.

За этим событием последовали значительные реформы в сфере государственного управления. С целью усиления царской власти Давид IV объединил должности мцигнобартухуцеси и Чкондидского епископа и учредил должность везиря «чкондидели — мцигнобартухуцеси», которого наделил большей властью. Первым министром Давида IV стал его воспитатель Георгий Чкондидели, который сыграл огромную роль в деле централизации государственной власти.

Давид IV продолжает осуществление военных реформ для укрепления обороноспособности страны. Он собрал вокруг себя преданных людей и создал личную царскую гвардию «мона-спа». В 1118 году со степей Северного Кавказа он переселил в Грузию 40 тысяч семей кыпчаков. Руководил ими тесть Давида IV Атрака сын Шарагана, дочь которого, Гурандухт, являлась женой Давида IV. Войско Давида уже насчитывало 40 тысяч воинов кыпчаков и 5 тысячную гвардию «мона спа», которой поручалась личная охрана царя. В эти годы власть Давида IV сильно укрепилась и на Северном Кавказе.

Успехи Давида IV сильно обеспокоили мусульманские власти. Сын Иранского сельджукского правителя Мухамеда Махмуд (1118-1131) стал организатором мусульманской коалиции. Предводителем объединённого войска был назначен победитель в неоднократных боях против крестоносцев Неджд-ад-дин Ильгаз. 12 августа 1121 года в решающем бою на Дидгорском поле 56 тысячное войско Давида IV одержало блестящую победу над 300 тысячной коалиционной армией. Дидгорская битва показала всем, что Грузия стала одной из сильнейших стран Закавказья и передней Азии.

Уже ничего не мешало присоединению столицы Грузии Тбилиси. Через год Давид IV взял Тбилиси и столицу страны из Кутаиси перенёс сюда.

В 1124 году старейшины бывшей столицы Армении Аниси попросили Давида IV об освобождении города и его принятия в состав грузинского царства. В августе 1124 года Давид при поддержке армянского населения собрал 60 тысячное войско, в течение трёх дней взял город Аниси и присоединил к своему царству.

За неустанную и самоотверженную созидательную деятельность, грузинский народ прозвал Давида IV «строителем». Грузия, с ее многонациональным и многоконфессионным населением, от Никопсии до Дарубанда и от Осетии до Арегаца, представляло собой самое мощное государство передней Азии.

Давид IV всячески пытался подчеркнуть государственную независимость Грузии. Пока он являлся наследником трона, он носил византийские титулы севастоса и паниперсевастоса, но когда стал единоличным правителем Грузии, отказался от всех византийских титулов, чем подчеркнул независимость грузинского государства от византийской империи.

Давид IV Cтроитель был незаурядной личностью. Наряду с большим умом и твёрдой волей он отличался гигантским телосложением и отвагой. Вступив на царский престол в 16 летнем возрасте, он вскоре стал самым видным политическим и военным деятелем средневековой Грузии. Наряду с этим, он получил соответствующее широкое образование. Он знал несколько восточных языков, а свою избранную библиотеку носил с собой и во время военных походов. Перу царя Давида принадлежит оригинальное поэтическое произведение – «Галобани-Синанулисани».

В 1106 году Давид IV заложил строительство Гелатского главного храма и монастыря, который после него стал одним из главных захоронений Багратионов.

24 января 1125 года «светоч христианства» — Давид IV скончался.

Давид IV Cтроитель Грузинской православной церковью причислен к лику святых. День его памяти празднуется 26 января (по новому стилю 8 февраля).

damiane

Святой Дамиане, бывший Деметре I, был сыном Святого царя Давида IV Строителя. Святой родился примерно в 1095 году, о его воспитании в равной мере заботились лучшие представители как духовенства, так и науки, и военного дела.

Как пишет летописец Деметре «мудростью, святостью, внешностью и бодростью был лучше отца». В 1125 году Святой царь Давид ещё при своей жизни короновал Деметре, «надел корону рукою своею» и «повесил саблю на сильную талию».

Ещё при царстве Давида-строителя прославился Деметре: в 1117 году Давид послал его с войском в Ширван, молодой предводитель «учинил битву и сражения, которые удивили всех узревших это», взял Каладзорскую крепость и вернулся назад со множеством пленных и трофеем.

Святой Деметре смело приступил к защите наследия отца и границ Грузии. В период царствования Деметре возродились Эрети, Арминия, Ташири, Джавахети, Артаани и Тао, которые после того, как их взял Давид Строитель, были почти безлюдными.

Могущественный царь Деметре не миновал козней недругов: помазанный, чтивший добрые корни Давитинцев, набожный царь стал жертвой предательства. Сперва восстали представители знатных фамилий, которые желали посадить на трон полубрата Деметре Вахтанга (Цуата). Деметре быстро справился с направленным против могущества единой Грузии заговором. Затем собственный сын — Давид восстал против отца. Добропорядочный и глубоковерующий царь тяжело перенёс доставленную предательством любимого сына душевную боль и в полной мере испытал мирские невзгоды: он постригся в монахи под именем Дамиане и уединился в Давид Гареджийскую пустыню. Пойдя против желания царя, Давид нарушил правило грузинского династийного права, из-за чего ему воспротивилась верная его отцу -Деметре I политическая группа и в результате он был побеждён в бою.

Для защиты интересов страны Деметре энергично включился в государственные дела, вернулся на трон и соправителем объявил собственного сына Георгия.

Находящийся в Давид-Гареджской пустыне Деметре оставил потомкам замечательные образцы гимнографии. Из дошедших до нас ямбико особенно известна ода Богородице: «Ты — виноградная лоза, свежераспустившаяся; ветвь нежная, в Эдеме посаженная; Господом украшенная, несравнимая и сама собою ты – солнце сияющее». Со слов Антона Католикоса, Деметре был «высказывателем стихов, которые и сегодня кажутся прекрасными». А Иоанн Батонишвили писал, что «он был прекрасный ритор, пиитикос и сочинитель новых сказов, который многое учёное высказал».

Фреска доброго царя и святого Дамиане сохранилась на стенах Мацхваришской (Латали) церкви.

Глубоко верующий христианин Деметре-Дамиане завершил строительство и освятил Гелатский храм. Бывший царь святой Деметре скончался в Белтской крепости (1157), похоронен в Гелатском монастыре.

Деметре I Грузинской православной церковью причислен к лику святых. День памяти празднуется 5 июня (по новому стилю 23 мая).

Tamar-icona

Царица-цариц Тамара – царица единой Грузии в 1184-1213 годах. Она была старшей дочерью царя Георгия III.

В 1185 году по требованию государственного дарбази (совета) Тамара была обвенчана с сыном великого Владимирского князя Андрея Боголюбского – Юрием (Георгий русский). Георгий русский был супругом-консортом.

Их брак оказался неудачным из-за недостойного поведения Георгия русского. Тамара прервала с ним связь и Георгия отправили в Константинополь. В 1189 году супругом-консортом подыскали Давида Сослана, являвшимся представителем побочной (осетинской) ветви рода Багратионов.

В 1195 году Азербайджанский атабаг Абу Бекр (1195-1210) вторгся в Ширван. Шах Ширвана Ахсартан попросил помощи у Тамары. В 1195 году в бою у Шамкора грузины одержали блестящую победу.

Грузинское войско вскоре взяло Ганджу, после чего Тамара направила войско в Армению против мусульманских эмиров. В 1196 году вместе с Амбердской крепостью войска Тамары освободили Гелакунский регион, 1189 году – Аниси, 1201 году – Биджниси, 1203 году город Двини; в то же время, грузинское войско осуществило победные военные экспедиции в верховьях Чорохи и Басиани.

В 1202 году встревоженные силой Грузинского царства мусульманские правители ближнего востока под руководством румского султана Рук ад-Дина (1196-1204) собрали 400 тысячное коалиционное войско, который остановился в Басиани. Собранное в срочном порядке со всех уголков войско собралось в Джавахети. Для поддержки войска, освящения флага «Горгаслиан Давитиан-Тамариани» и поддержки супруга царица Тамара явилась в Вадзию и там молила Пресвятую Богородицу. А затем она целый день прошла пешком перед своим войском. 90 тысячная грузинская армия подступила к Басиани. 27 июля 1202 года в жестоком бою, произошедшем на Басианском поле, грузинское войско одержало большую победу.

В 1204 году с помощью Тамары образовалась Трапизонская империя, которая была в вассальной зависимости у Грузии. На Трапизонский трон Тамара возвела своего родственника Алексия Комнина (1204-1222).

В 1206 скончался супруг (супруг-консорт) царицы Тамары Давид Сослан. В 1208-1209 годах вассалами Грузинского царства себя признали султаны Хлаты, Арчеши и Ардебили. В1210 году грузинское войско под руководством амирспасалара Захрия Мхаргрдзели вела бои в Иране и один за другим взяла города Миранди, Тавриз, Миана, Зенджани и Казвини.

В последний период царствования царицы Тамары в состав грузинского царства входили: Армения, Ширван, Северный Кавказ, Южный Азербайджан; кроме того, в сфере её влияния находились: Трапезундское царство, Эрзерумский и Эрзиджанские эмираты, Хлатский, Ганджийский и Адарбадаганские Султанаты. Грузия стала самой сильной страной передней Азии. Тамара ещё более расширила пределы Грузии времён её великого дедушки Давида Строителя.

В период царствования Тамары завершилось строительство грандиозного Вардзийского монастырского комплекса. В этот же период были построены Бетанийская, Бертубанская и много иных церквей. Имя Тамары стало легендой при ее жизни. Ее похоронили в Гелати. Царицу Тамару Грузинская православная церковь причислила к лику святых. День памяти празднуется 1 мая (по новому стилю 14 мая).

demetre2

Деметре II (Самопожеотвователь) – царь единой Грузии в 1270-1289 годах. Он был сыном царя Давида VII Улу и царицы Гванцы. После смерти своего старшего брата Георгия Деметре стал наследником престола, а с 1270 года, из-за смерти отца, он был провозглашен Абага ханом (1265-1282) единоличным правителем Грузии.

Грузия в то время была вынуждена принимать участие в ведомых ханами войнах против Египетского Султаната. В 1281 году в Египте в бою в Химсте монголы потерпели поражение, а Деметре II чудом остался жив.

В 1282 году после смерти Абага хана (1265-1282) на престол взошёл его брат Ахмед (1282-1284), который принял мусульманство. Вскоре его низверг сын Абага хана Аргун (1284-1291). Ахмед попытался вернут себе власть, собрал войско и призвал на помощь и Деметре II. Объединённое войско победило, но вскоре Аргун вновь сверг Ахмеда и окончательно укрепился во власти.

Во время правления Аргуна положение Деметре II улучшилось. Он дружил с первым визирем Бугой, сыну которого отдал в жены свою дочь Русудан. При Ханском дворе Буга поддерживал царя Грузии.

Но вскоре обстоятельства изменились. В 1288 году раскрылся заговор против Аргун хана. Подозреваемые в участии в заговоре Буга и его сын были казнены. Хан уничтожил всех родственников и сторонников Буги. Аргун хорошо знал о близости с Бугой грузинского царя, поэтому он вызвал из Грузии Деметре II.

Деметре II созвал совет. Его члены посоветовали царю вместе с членами семьи скрыться в горах, но он отверг данное предложение. Царь Деметре II прекрасно знал, что за неявкой последовал бы неминуемый ввод в страну карательного войска. Боясь мести со стороны Хана, членов многочисленной своей семьи царь Деметре II спрятал в различных местах, а сам направился к хану монголов. Он хорошо знал, что назад он живым возвратиться не мог. 12 марта 1289 года царя Деметре II обезглавили. Грузинский народ прозвал его Деметре II (Самопожертвователь).

Грузинская православная церковь Деметре II причислила к лику святых. Его поминальным днём считается 12 марта (по новому стилю 25 марта).

vaxtang3

Вахтанг III – царь единой Грузии в 1298-1308 годах. Он был вторым сыном царя Грузии Деметре II и царицы Феодоры. После воцарения старшего брата Давида VIII царевич Вахтанг стал его верным союзником.

Царь Давид не сумел сохранить мир в стране и потерял доверие к своему народу и союзникам. Давид не был уверен даже в верности своего родного брата. По его приказу Вахтанга схватили и бросили в темницу.

Вахтанг сумел бежать из тюрьмы, «тайком ушёл и пришёл к Ивану Барсели», который пользовался особым доверием царя Давида и пожаловался: Хотя я своему брату «ничего злого не делал», но все же схватил меня, и даже сейчас сбежав из темницы «не пойду в орду к его врагам». Поэтому моему брату сообщу «мой к тебе приход», сообщи об этом и если «клятвой убедит меня», что «не навредит мне и не схватит вновь», то вновь приду к нему и для жизни «пусть немного поможет».

Царь Давид «клятвой примирил» Вахтанга, но согласие между ними долго не продолжилось. После женитьбы Вахтанга, когда «Вахтанг женился на дочери сына Шабера», взаимоотношения Давида с Вахтангом вновь обострились. Вновь началось «проявление неуважения» к Вахтангу и волнение народа из-за политики Давида усилилось. Вахтанг был вынужден пойти «в орду к хану».

Хан «с добром принял» Вахтанга и «дал царство», но с учётом тогдашней ситуации лишь уступка царства ничего не значила: в Тбилиси сидел его младший брат, малолетний царевич Георгий (Георгий Блестательный), а во всем северном предгорье господствовал Давид VIII. Для укрепления на троне Вахтанга необходима была военная сила и Казан хан «передал ему сильное войско во главе с Хутлушом».

В 1302 «стал царём Вахтанг, сын Деметре, ему жаловали всея Грузию». Возрадовался каждый грузин, ибо «был Вахтанг всем хорош, верный в вере, богобоязнен, уважающий духовенство, заботящийся о церквях, спокоен и скромен, щедр, невозмутим, всеми добродетелями дарован и чужого не желавший».

В 1299-1300 годах Казан хан победил египетского султана Насир ад-дин Мухамеда (1299-1309), занял Алепо, Дамаск и другие города Сирии, при захвате которых значительную роль сыграло войско Вазхтанга III. В 1300 году после взятия Иерусалима Казан хан назначил царя Вахтанга правителем Иерусалима, после чего он очень заботился о возрождении грузинских обителей в Иерусалиме. В этот период Святой город находился в руках грузин.

В одном из очередных военных походов, в Гилане, где как обычно принимали участие и грузины, монголы потерпели поражение. В этой битве погибли многие грузинские воины, а сам царь Вахтанг был ранен.

Возвращавшегося с похода домой Вахтанга, в районе Нахичевани нагнал направленный Ханом в Грузию монгольский воин. У него был приказ Хана об уничтожении грузинских святынь. А также грузины должны были отказаться от христианства и принять мусульманство. А царь Вахтанг не испугался, а взбодрился, укреплённый христовой верой и сказал: «хан, я царь грузин и все правители Грузии пред тобой и я готов встретить смерть из-за христианской веры а затем и все здесь находящиеся, преклоняем наши головы на отсечение» и преклонил голову.

Вахушти Батонишвили так передаёт мученическую смерть царя Вахтанга: «…за это убил хан мучительной смертью Вахтанга за веру христову…». Царя захоронили в Даманисской церкви Богоматери.

Грузинская православная церковь царя Вахтанга III причислила к лику святых. Днём его памяти считается 10 декабря (по новому стилю — 23 декабря).

ketevan

Мученица Кетеван, ум. 13 сентября 1624 г. — царица восточногрузинского царства Кахетия. Происходила из царского рода Багратиони, была правнучкой картлийского царя Константина (1469-1505). Жена царевича Давида, наследника кахетинского царя Александра II (1577-1605); после смерти мужа посвятила себя строительству церквей, монастырей и больниц. Брат Давида, Константин, прозванный Окаянным, перешёл в ислам и в 1605 г. по приказу персидского шаха Аббаса I убил своего отца Александра II и брата Георгия. Тела их были по его распоряжению привязаны к верблюдам и привезены Кетеван. Та оплакала утрату и захоронила погибших в соборе Алаверди. Затем Константин приказал Кетеван выйти за него замуж, в случае отказа угрожая ей смертью. В ответ царица собрала верных кахетинцев и разгромила узурпатора и поддерживавших его персов. Константин погиб в сражении вместе со множеством своих людей.

Однако после этого восстания шах Аббас I взял в заложники сына Кетеван, Теймураза, и несколько лет держал его при своём дворе, однако Теймураз хранил стойкость в христианской вере и был в конце концов отпущен. Через какое-то время шах стал угрожать тем, что обратит Грузию в руины. Желая предотвратить войну, царица Кетеван решила сама отправиться к шаху с богатыми дарами и даже предложить себя в заложницы. В Исфахане её вместе с внуками — Александром и Левани — бросили в темницу, где она провела 10 мучительных лет. Шах обещал сделать её царицей Персии, если только она примет ислам. Однако ни пытки, ни подкуп не могли поколебать её твёрдость в вере. Наконец, 13 сентября 1624 г., после пыток раскалёнными щипцами, её сожгли.

Обугленные останки мученицы были следующей ночью похищены португальскими миссионерами-августинцами, которые скрывали их в течение трёх лет и в 1627 г., наконец, доставили в индийский город Гоа, где захоронили в католическом храме Святого Августина. Фрагменты мощей были также переданы ими сыну Кетеван, царю Теймуразу I, который заложил их под алтарь в соборе Алаверди, и отвезены в Рим, в собор святого Петра (ещё один пример тесных связей, существовавших между Грузией и католическим Западом не только до, но и после монгольского нашествия). Тогда же Грузинская Православная Церковь канонизировала царицу Кетеван, причислив её к лику великомучеников. День памяти празднуется 13 сентября.

luarsab2

Луарсаб II – царь Картли в 1606-1615 годах. Луарсаб был сыном царя Георгия X и королевы Тамары, которая была дочерью Георгия Липартелиани. В 1606 году после смерти Георгия X, на царский престол взошел четырнадцатилетний Луарсаб. В том же году в Имерети короновали Георгия III, а в Кахетии – Теймураза I.

Известный своим коварством и хитростью персидский шах плёл всяческие интриги против Грузии: сначала он женился на сестре Луарсаба Леле (Тинатин), а затем «породнился» и с Теймуразом — взял в жены и его красивейшую сестру Елену. Шах предложил святому царю Луарсабу убить Теймураза и стать царём Кахетии, а Теймуразу за убийство Луарсаба обещал Картлийское царство.

Поняли грузинские цари гнусные намерения шаха, с Божией помощью на сей раз, Грузия избежала ужасов братоубийства.

Испугался шах единства грузин. Он пригласил к себе для времяпровождения и охоты Луарсаба и Теймураза, Цари посовещавшись, решили дать бой шаху. На Нареквавском поле дали клятву друг другу «для Христа Господа отдать душу и смерть ради Христа», Они были убеждены в своей победе, но из-за предательства потерпели поражение и вынуждены были укрыться у Имеретинского царя Георгия III.

Шах-Аббас страшно разорил Картл-Кахети и встал лагерем в Гори. Отсюда он сообщил царю Георгию, чтобы тот выдал гостей, а взамен обещал ему большое состояние. Георгий отказался, он послал Каталикоса Малакию и Паату Абашидзе к Аббассу, через них просил прощения, а также сообщал, что «прошу, окажи милость и дай царям царства ихние и будут служить они как отцы ихние, а вы уйдите». Видя, что силой желаемого не добиться, решил прибегнуть к хитрости: вызвал воспитателя Луарсаба Шадимана Бараташвили и просил, чтобы тот привёл Луарсаба, которому обещал ничего плохого не делать. Также сказал, что Теймураз его враг и его простить не может. При этом в знак дружбы он передал украшенную золотом саблю для передачи Луарсабу.

Луарсаб хорошо знал цену «дружбы» Шаха, но царская совесть порешила иначе — «ежели не пойду, разорит полностью страну мою, какая будет мне благодать».

Шах-Аббасс с притворным почётом принял Луарсаба, вёл себя дружелюбно, но через некоторое время в Картли назначил нового правителя и послал войска. Луарсаба он повёл сначала в Караиа как будто на охоту, а оттуда в Персию.

Находясь в Караиа Луарсаб всех удивил своей статью и мужеством. Его охотничьи трофеи наполнили Шаха завистью. Сестра Лурсаба Тинатин, которая была женой Шаха, попросила своего красивого и великолепного брата, чтобы тот показал себя немощным наполненному завистью Щах-Аббасу, но царь грустно улыбнулся и сказал: «знаю, что он не простит меня, поэтому лучше показать доброе, чем плохое». В период Великого Поста, на праздничном столу Шаха, Луарсаб отказался от предложенной ему рыбы. «Сегодня, угощая меня рыбой, ты хочешь, чтобы я нарушил пост, завтра предложишь мясо, а затем и отрицания Христа потребуешь» – так Луарсаб отвечал Шаху. Разъярённый Шах прямо приказал ему отказаться от Христа и признать Аллаха. «Даже если подаришь всю страну, все равно не смогу выполнить твой приказ, ибо именем Христа я крещён и только в него я верую.» – смело и бодро ответил святой Луарсаб.

Шах в последний раз передал грозное предупреждение грузинскому царю: «или отречёшься от Христа или настигнет жестокая смерть». Луарсаб, который семь лет плена провёл в молитвах и в посту «твёрдый в борьбе со злом и надеявшийся лишь на помощь всемогущего Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», на сей раз молча дал согласие на мученическую смерть.

Шах окончательно убедился, что ничто не могло поколебать веру Луарсаба. Разгневанный Шах послал палачей в темницу и приказал убить царя пытками.

Палачи явились для исполнения приказа. Царь увидел, что пришло время его ухода в мир иной и сказал палачам: «дайте время, чтобы помолился я Господу и после исполните приказ неверного». Святой Луарсаб преклонил колени пред иконой Пресвятой Богородицы и взмолился: «О, царица наша Богородица, к Тебе обращены взоры и надежды поддержки, Ты охранительница моя, Ты даёшь мне отраду и поддержку, Ты же защити меня пред Сыном Твоим и соедини со сонмом мучеников чтобы и я воспевал Отца и Сына и Святого Духа».

Сразу же по окончании молитвы палачи вошли к Луарсабу и нитью стрелы безжалостно задушили богобоязненного царя. Ночью над трупом святого мученика появился удивительно яркий свет. На второй день тело святого мученика похоронили во дворе тюрьмы. Случилось это в 1622 году. Грузинская православная церковь царя Луарсаба II причислила к лику святых. День памяти празднуется 21 июня (по новому стилю 4 июля).

SOLOMONII

Соломон II – царь Имерети в 1789-1810 годах. Царевич Давид (Соломон) был сыном царевича и царевны Арчила и Елены. Со стороны отца он был племянником Соломона I, а со стороны матери внуком царя Картл-Кахетии Ираклия II. Детство и юность он провёл во дворце своего дедушки Ираклия II.

После смерти Соломона I в Имерети должно было реализоваться существующее между Ираклием II и Соломоном I соглашение, в частности, на имеретинский царский трон должен был взойти внук царя Ираклия – Давид Арчилович (Соломон II). Из-за его малолетства, имеретинские князя по согласованию с Ираклием II, на имеретинский царский трон временно посадили Давида Георгиевича, в дальнейшем имеретинский царь Давид II. После достижения Давидом царевичем совершеннолетия, Давид II не захотел уступать трон, поэтому молодой царевич с помощью своего дедушки Ираклия II, в 1789 году сверг с трона Давида II и сам стал править под именем Соломона II. Спустя 6 месяцев после коронования, Соломон II в 1790 году подписывает «Трактат Иверцев».

В 1795 году Соломон II со своим 200 тысячным войском перешёл в восточную Грузию для оказания помощи своему деду Ираклию II и принял участие в Крцанисской битве против Ага-Магомед-Хана.

В 1801 году Россия упразднила Картл-Кахетинское царство и присоединила к империи. Этим актом начался процесс аннексии всей Грузии в пределах России. После утверждения в восточной Грузии, Россия вознамерилась утвердить свою власть и в Западной Грузии, несмотря на сильные позиции Турции в этом крае. Предлогом вмешательства в дела Имерети стала жалоба вдовы Давида II царицы Анны о том, что в Мухурской крепости Соломоном II был заточен её сын царевич Константин. Император России Александр I (1801-1825) прислал в Имерети особого посла с письмом, в котором просил царя Соломона II освободить царевича Константина. Царь Соломон II отказался, ибо боялся, что Россия могла использовать Константина против него. Россия обвинила Соломона II в связях с находящимися в Имерети внуками Ираклия II Иулоном и Фарнаозом, которые намеревались изгнать из восточной Грузии российские войска и восстановить династию Багратионов. Царь Соломон все же предпочёл не портить окончательно отношения с сильным соседом и поэтому освободил царевича Константина из плена.

Царь Соломон хорошо понимал, что следующим шагом России могло стать упразднение Имеретинского царства, поэтому, решил укрепить свои позиции в западной Грузии. С этой целью ещё в 1802 году выступил против предателя, правителя Мингрелии Григола Дадиани и почти полностью подчинил его владения. Дадиани обратился за помощью к России, чтобы она приняла Мингрельское княжество под свою опеку.

14 декабря 1803 года Мингрелия вступила под покровительство России. Этот акт был направлен против Соломона II. Соломон был вынужден обратиться к императору России с просьбой о принятии Имерети под покровительство России, что и было оформлено 25 апреля 1804 года, это соглашение было подписано в селе Елазнаури.

В 1810 году российское военное руководство арестовали Соломона II в Грузии, привезли в Тбилиси и поместили в тюрьму. 11 мая 1810 года царь Соломон бежал из тюрьмы в Ахалцихе, откуда перешёл в Имерети и призвал население к восстанию против России. Летом того же года он возглавил восстание, которое было подавлено осенью. Соломон II через Ахалцихе перешёл в Турцию, в Трапезунд, где был с почестями принят губернатором столицы грузинским мусульманином Осмал-паша Чезиндарашвили. В Трапезунде Соломон II пользовался всеобщим авторитетом, он находился при дворе султана Махмуда II (1808-1839), который пообещал грузинскому царю помощь в деле организации восстания против русских в Имерети.

Царь Соломон II тайно прибыл в Абхазию и оттуда направил надёжных людей к своим бывшим вассалам в Имерети. В ходе встреч в Абхазии с князьями Соломон II убедился, что они не желали воевать и более всего заботились о своём личном благосостоянии. Из Имерети вновь шли плохие вести. Сторонников царя становилось все меньше и меньше. Потерявший надежду Соломон II вернулся в Трапезунд и прекратил активную деятельность. 7 февраля 1815 года последний имеретинский царь Соломон II скончался в Турции. У него и царицы Мариам наследников не осталось. Соломона II похоронили в Трапезунде во дворе церкви имени Святого Георгия Победоносца. 23 ноября 1990 года останки имеретинского царя Соломона II из Трапезунда привезли в Грузию и захоронили Гелатском храме Пресвятой Богородицы.

Грузинская православная церковь царя Соломона II причислила к лику святых. День памяти празднуется 7 февраля (по новому стилю 20 февраля).

PatriarchAntoniu

Антон Багратиони – Католикос-Патриарх всея Грузии в 1788-1811 годах. В миру Теймураз Багратиони. Родился 8 января 1762 года, Он был сыном царя Картл-Кхети Ираклия II (1744-1798) и царицы Дареджан. Царевич Теймураз образование получил в Тбилисской духовной семинарии и в России.

В 1783 году после подписания Георгиевского трактата из Грузии в Россию под руководством Гарсевана Чавчавадзе направилась чрезвычайная делегация, в которую входили дети Ираклия II, царевичи Мириан и монах Антон.

В 1784 году Антона назначили Ниноцминдским Епископом. В том же году Антона заочно возвели в ранг Алавердского митрополита.

После смерти Антона I, 29 октября 1788 года, в Мцхетском кафедральном соборе Антона II освятили Католикосом-Патриархом.

До упразднения Картл-Кахетинского царства отчётливо было видно, что духовную власть возглавляла такая личность, которая боролась за спасение духовно-морально ослабшего народа. Однако упразднение в начале XIX века Картл-Кахетинского царства поставило в тяжёлое положение вставшую было на ноги церковь.

После смерти царя Георгия XII (1798-1800) до официального объявления Российской властью упразднения царства единственной силой в стране, которая могла призвать к спокойствию находящихся в неопределённости царевичей и население, оставалась Церковь. Объявление манифеста вызвало возмущение царевичей. Антон был недоволен потерей государственности.

Естественно, что в стране, потерявшей независимость, завоеватель не мог терпеть существование самостоятельной церкви. Поэтому сразу же по ликвидации царства Картл-Кахети Россия начала борьбу за упразднение автокефалии церкви. Желанием империи было подчинить грузинскую церковь священному синоду Русской православной церкви, который, правда, управлял духовными делами, но официально являлся одним из мирских учреждений российского государства. Католикоса необходимо было отстранить его от церковных дел и подобно другим царевичам принудительно переселить в Россию. Для достижения этой цели применяли различные грязные средства: Католикоса обвиняли в присвоении церковного имущества, запретили рукополагать новых священнослужителей и в освободившихся епархиях назначать новых предводителей. Особенной активностью отличался предводитель П. Цицианов (1803-1806), без согласования с которым Антон не имел возможности передвижения. Он подкупил и противопоставил Католикосу некоторых духовных лиц русофилов, которые фактически не подчинялись грузинскому Католикосу и вносили смуту в церковь. В создавшейся ситуации Антон II действовал дипломатично, что вызывало возмущение русских чиновников, ибо они имели указание из Петербурга о том, что Католикос Антон обязательно должен быть отозван из Грузии.

Главнокомандующий Ал. Тормасов (1809-1811) противопоставил свою политическую прозорливость дипломатии Католикоса. Он предложил Антону II осуществить реорганизацию грузинской церкви таким образом, чтобы не ограничить его права. С этой целью он должен был выехать в Россию для участия в заседании Синода по поводу реорганизации грузинской церкви. Для осуществления своего плана Ал. Тормасов использовал недавно вернувшегося из России митрополита Варлама Эристави, который считался членом Синода и хорошо знал структуру российской церкви. С помощью Варлама они хотели реорганизовать грузинскую церковь. Антон II отказался от данного предложения, ибо знал, что за его отъездом последовало бы упразднение автокефалии. Однако проведённые в его отношении репрессии вынудили Католикоса 3 ноября 1810 года покинуть Родину, и переехать в Россию.

21 декабря 1827 года Католикос – Патриарх Антон II скончался. Он был захоронен в Нижегородском храме имени Благовещения Пресвятой Богоматери, а в 1841 году его прах перезахоронили в новом монастыре Преображения Господня.

Грузинская православная церковь причислила его к лику святых. День памяти празднуется 3 января по новому стилю.

виньетка