crown55

Происхождение княжеских линий из трех царских домов Багратиони

Середина XV века ознаменовалась особой активностью династической борьбы и острыми внутриполитическими конфликтами, что привело к образованию трех царских династий Багратиони: Картлийской, Кахетинской и Имеретинской.

На этапе XIV-XV вв. некоторые представители ответвления рода Багратионов присвоили себе титул «провинциальных царей», аналогичный французскому «апанажу», обозначив свое главенство в определенных земельных владениях (титул «царя» в данном случае быть условным, так как на самом деле по современным понятиям они были «губернаторами» региона/края, а не коронованными царями). В новых условиях, характерных для XVI-XVIII вв., вопрос обострился еще сильнее, тем более для боковых ветвей. На данном этапе, в ситуации размножения ветвей Багратиони, острота вопроса царевичей, в первую очередь, зависела от их правового статуса и положения. (Д. Нинидзе. Родовое разветвление царского дома Багратионов в XVI-XVIII вв. Собрание: Багратионы. Научное и культурное наследие. Тбилиси, 2003 г., стр. 40.).

Часть рода Багратиони, не смотря на свои претензии, лишившись всякой возможности царствования, принимает решение бороться за престол и формируется в качестве бокового ответвления царского рода (Offshoot branch) – здесь имеет место принципиальное различие: если еще на этапе XIV-XV вв. все боковые ветви причислялись к Багратионам (например, Аластанские Багратионы), то с XVI века не все из них не смогли сохранить причастность к роду Багратиони или же «к царю Гуараму»; образовываются боковые ответвления рода Багратиони – новые княжеские линии из числа бывших Багратионов, тем самым давая начало происхождению новых фамилий, то есть ответвлений от царского дома Багратиони, ставших княжескими. Так в XVI-XVIII вв. те, кто не был из числа происходящих «от царя Гуарама» не имели преимущества быть «из корня царского». (Д. Нинидзе. Происхождение ответвления царского дома Багратионов, «Вестник», 1993, № 2).

Как было отмечено выше, с XVI века представители размножившихся боковых ветвей царского рода уже не сохраняют свое происхождение от «царя Гуарама», что подразумевало быть «из корня царского». Для обозначения процесса становления княжескими линиями некоторых ответвлений царского дома Багратиони можно использовать термин «офамиливание» — «…офамилился по имени своего отца» или «однако ж офамилились согласно имени» (царевич Иоанн. «Краткая опись фамилий князей и дворян, проживающих внутри Грузии». «Иверия», V-VI, 1884.).

Распад Грузинского царства отметился в истории царского дома Багратиони качественным изломом, что в результате процесса «офамиливания», то есть «понижения» — «обеднения» некоторых ветвей рода Багратиони, провело к формированию новых родов — Мухранбатони, Давитишвили, Рамазишвили, Гочашвили. (Д. Нинидзе. Родовое разветвление царского дома Багратионов в XVI-XVIII вв. Собрание: Багратионы. Научное и культурное наследие. Тбилиси, 2003 г., стр. 41).

К числу существующих сегодня княжеских ветвей, принадлежащих к вышеуказанному «корню царскому», относятся: князья Багратион-Мухранские, князья Багратион-Гочашвили (род угас в XVIII в.), князья Багратион-Давитишвили и князья Багратион-Бабадиши.

Князья Мухранбатони, Багратион-Мухранские, Мухранские

В начале XVI века (в 1512 г.) в Картлийском царстве сформировалась княжеская линия Багратион-Мухранбатони. Почему именно область Мухрани стала их княжеским владением, а не какая-либо другая историко-географическая «страна»?! Мухрани, имеющая огромное стратегическое и социально-политическое значение, с самого начала была частью царского домена, и царевич Баграт мог получить вотчину именно из царского домена, но это лишь одна сторона вопроса; стоит отметить также и второй момент: в период ослабления царской власти перед престолом царя Картли Давида X появилась явная опасность потери этого древнего царского домена и региона, очень значимого для правительственной силы. Престол Картлийского царства должен был решить вопрос его сохранения и удержания. Опасность состояла в следующем: 1) она исходила от находящихся по соседству с Мухрани двух сильных княжеств Ксани и Арагви; 2) в сторону Мухрани проявляли активность представители третьестепенного княжеского рода Зевдгинидзе, переместившегося в Картли рода кахетинского царя Георгия II. Исходя из этих моментов, Давид X должен был принять какие-нибудь меры: он был вынужден изменить статус картлийского царского домена по причине слабости престола Картли и стратегического значения земель Мухрани – произошла трансформация древнейшего царского домена – в княжество.

Что касается исторического статуса Мухранбатонов, его подтверждает лаконичное высказывание царевича Иоанна о том, что “они являются Багратионами второй степени и князьями первой степени” (царевич Иоанн. Краткая опись фамилий князей и дворян, проживающих внутри Грузии. «Иверия», V-VI, 1884.).

Царь Теймураз II в 1745 году пожаловал знамя князю Константину Мухранбатони, на серебряном навершии которого приказал выбить надпись, что он (князь Константин Мухранбатони) происходит “из корня царского”, что также обозначает статус этого княжеского рода (Д. Нинидзе. Родовое разветвление царского дома Багратионов в XVI-XVIII вв. Собрание: Багратионы. Научное и культурное наследие. Тбилиси, 2003 г., стр. 41).
Согласно законам царя Вахтанга VI княжеское достоинство подразделялось на три степени: князья первой, второй и третьей степени. Согласно этому закону Мухранбатони относились к картлийскому княжескому роду первой степени, а не к картлийской царской династии (о чем, к сожалению, нам часто приходится слышать от некомпетентных лиц). Их княжеский статус также подтверждает список сопровождающих Вахтанга VI от 1724 года, где царь указывает Мухранбатони и его семью в числе обычных картлийских князей, а не в качестве членов царской династии (С. Кубанеишвили. Давид Гурамишвили в грузинском гусарском полку. Тбилиси, 1955, стр. 122).

Помимо Мухранбатони князьями первой степени, подданными царскому двору, были: Арагвский (глава) эристав, Ксанский (глава) эристав, Джамбакур-Орбелиани, Цицишвили, Амилахвари.

Примечательно, что взошедший в 1658 году на царский престол Картли усыновленный Бахута Мухранбатони из княжеского рода Мухранбатони (в дальнейшем именовавшийся как Вахтанг V Шахнаваз), не является прямым предком нынешних князей Багратион-Мухранских, поскольку согласно акту «усыновления» он продолжил царскую линию картлийского царя Ростом-хана в лице своих потомков, а вот его младший брат — Константин в обычном порядке продолжил боковую княжескую линию Мухранбатони, которая существует по сей день в лице княжеских семей Багратион-Мухранских.

Следует отметить, что потомки царя Вахтанга V правили Картлийским царством лишь на протяжении 49 лет в лице 7 представителей. Ни один из этих семи царей, не был миропомазан на царство Католикос-Патриархом Всея Грузии. Возможно, некоторые не придадут этому большое внимание, но для Грузинской Церкви, думаем, это должно быть значительным фактом. И что крайне важно, династия этих семи картлийских царей (Вахтанга V, Георгия XI, Арчила II, Кайхосро, Вахтанга VI, Бакара, Иессе) угасла в 1919 году.

Также следует сказать, что в царской линии царя Георгия XII начиная с Ашота I Великого (780-826) только царь Ираклий I (Назарали-Хан) взошел на престол сначала Картлийского царства (1688-1703), а потом Кахетинского (1703-1709) не будучи миропомазанным на царство.

Примечателен тот факт, что после Базалетской битвы, в которой победил Теймураз I, проигравший Саакадзе вместе с Кайхосро Мухранбатони убежал в Турию, а уже венчанный на царство царь Картли-Кахетии Теймураз отнял у Мухранбатони их княжество Самухранбатоно и передал во владение своему сыну царевичу Давиду. Эта территория оставалась во владении Давида Теймуразовича с 1626 года по 1633 год, до агрессии со стороны Ирана. В доверенности, выданной царем Ираклием II 24 июня 1783 года, князья Гарсеван Чавчавадзе и Иоанн Мухранбатони, его официальные представители, упомянуты как «верноподданные рабы наши», то есть подданные царя, что еще раз подтверждает статус рода Мухранбатони (Георгиевский трактат. Договор 1783г. о вступлении Восточной Грузии под покровительство России. Текст к изданию подготовил и снабдил примечаниями Георгий Паичадзе. Тбилиси, 1983, стр. 26).

Также, в 1783 г. князь Иоанн Мухранбатони своей подписью «на все времена» на Георгиевском трактате признает царское достоинство царя Ираклия II и его законных наследников, а также его главенство и старшинство в Грузинском Царском Доме Багратионов. (Георгиевский трактат. Договор 1783г. о вступлении Восточной Грузии под покровительство России. Текст к изданию подготовил и снабдил примечаниями Георгий Паичадзе. Тбилиси, 1983, стр. 36, 39).

Отдельной проблемой стоит центр Самухранботоно: Ксанская крепость (она же Крепость Куры, Мтверская крепость, Константилабади) как главная крепость Самухранботоно должна была изначально выполнять функцию резиденции рода Мухранбатони.

Со второй половины XVII века Мухранбатони закладывают план крепости в Шиосубани. Таким образом, центром Мухранбатонов является деревня, которая сейчас называется Мухрани, а до 70-х годов XVIII века она называлась Шиосубани.

С 1721 года, во времена Левана Мухранбатони, род Мухранбатони теряет Самухрано, соответственно, и Шиосубани перестает выполнять функцию их резиденции. В период Мамуки Мухранбатони в Шиосубани началось активное строительство, и с 30-х годов XVIII века село Шиосубани стало центром всех Мухранбатони. Село Шиосубани своим расположением занимает одно из центральных частей, где в период княжества Самухрано находится княжеская резиденция (Д. Нинидзе. Мухранские. Тбилиси, 1997).

Князья Багратион-Гочашвили

Царевич Вахушти в специальном сборнике своих записей под названием «Фамилии современных князей» рассматривает сложный процесс формирования новых княжеских фамилий и родовых линий. Касательно князей Гочашвили Вахушти здесь указывает, что они «теперь князья, но носят царскую фамилию Багратиони» (Вахушти. Перепись Грузинского царства. «Картлис Цховреба», IV, текст с учетом всех установленных С. Каухчишвили основных частей рукописи. Тбилиси, 1973).

По мнению Нико Дадиани «Гочашвили по фамилии являются Багратиони, но теперь князья» (Нико Дадиани. «Картлис Цховреба», Текст к изданию подготовлен с комментариями, указателями и глоссарием Ш. Бурджанадзе, Тбилиси, 1962).

Эта ветвь рода Багратиони происходит от царевича Гочи, известного государственного деятеля и передового спаспета (главнокомандующего войсками). В грузинской историографии он и, соответственно, род Гочашвили считаются потомками Георгия IX (Д. Нинидзе. «Фамилии царей Багратиони» — Гочашвили, Тбилиси, 1998).

Как выясняется, царевич Гоча является потомком Константина II, будучи сыном Георгия, внука Александра, одного из многодетных детей Константина II; правда он сначала именовался «сыном господаря», но реально уже был членом боковой ветви Багратиони. Царевич Гоча занимал видное место в политической жизни Картлийского царства, его род образовал боковую княжескую линию Багратиони; они именовались Гочашвили по причине происхождения от Гочи, что, естественно, привело к потере их «багратионства» (Д. Нинидзе. «Фамилии царей Багратиони» — Гочашвили, Тбилиси, 1998).

По какой же причине эта боковая ветвь Багратиони, члены царского рода и потомки царевича Гочи не смогли сохранить свою причастность к Багратиони?! Наследники Гочи спаспета вели острую борьбу за получение соответствующего им правового статуса. Также в исторических источниках подтверждается, что они не могли смириться со сложившимся в стране положением. Потомки царевича Гочи не признавали Ростома и Вахтанга V легитимными правителями на престоле Картлийского царства – Ростом, по их аргументации, воцарился с помощью иноземной силы и являлся незаконнорожденным сыном узурпатора Дауд-хана, Вахтанг же, правда, усыновленный царем, но все-таки представитель мухранской боковой ветви Багратионов.

Очевидно, что члены рода Багратион-Гочашвили разделяли позицию католикоса Евдемоза, которая подразумевала возвращение Теймураза и его наследников на трон Картлийского царства, также не будем забывать, что в тот период в России находился легитимный наследник престола Картли-Кахетии в лице Ираклия I, который позднее, в 1688-1703гг., царствовал в Картли.

Как видите, с помощью Ирана Ростом (подобно своему отцу) во второй раз узурпировал картлийский престол, что было опротестовано его же родственниками той эпохи (членами рода Багратион-Гочашвили). Это подтверждается тем фактом, что Георгий Гочашвили упоминается среди тех грузин, которые стояли на стороне царя Теймураза: «В заговоре против Ростома участвовали: Заал Эристави, Иотам Амилахвари, Нодар Цицишвили, католикос Евдемон Диасамидзе, Георгий Гочашвили, армянский мелик Корхмазбег Атабегисшвили и другие грузины» (История Грузинской Апостольской Церкви. Второе издание. Митрополит Анания Джапаридзе., Тбилиси, 2009г., стр. 725).
Именно из-за такого протеста «царь (Вахтанг V) схватил Иорама Багратион-Гочашвили, ослепил его и отнял вотчину» (См. Д. Нинидзе. Фамильное разветвление царского дома Багратионов в XVI-XVIII вв. Собрание: Багратионы. Научное и культурное наследие. Тбилиси, 2003 г., стр. 46).

После того, как у этих потомков царевича Гочи «отняли вотчину», произошло окончательное «понижение» данной ветви и они стали «теперь князьями». Как выясняется, большую роль в том, что их понизили до ранга князей, сыграло то, что они участвовали в заговоре против Ростома и понесли поражение. Несмотря на это, Гочашвили все равно имели солидное положение в Картлийском царстве — Вахушти рассматривает Мухранбатони и Гочашвили равными друг другу, находящимися в одной плоскости: «а Мухран-батони и Гочашвили, теперь князья».

После того, как у Иорама «отняли вотчину», эта ветвь Багратиони окончательно стала княжеской. Таким путем сформировав родовую линию царского дома, представители Гочашвили получают от двора Картлийского царства определенную крепостную вотчину, которая становится их наследственным владением; в этот период, когда в Картли было множество земельных владений, Гочашвили, будучи пониженными до ранга князей, стали хозяевами одного из феодальных владений.

Формирование боковых ветвей и родовых линий царского дома обусловило возникновение «состоящих в родстве с Багратионами» и «нареченных родственниками царя». Большинство из них не достигли даже и «малого царствования» и в обстановке особого обострения вопроса царевичей были причислены к «корню царскому».
Информацию в исторических источниках с XVI века о тех, кто «не удостоился» царствования и «обеднел» в сложных условиях распада и в обстановке разветвления царского рода, можно найти только в примечаниях или кратких справках. Параллельно с этим существуют и такие представители царского рода Багратиони, которые, по словам Сулхан-саба, не удостоились «носить царское имя», но все равно сыграли определенную роль (некоторые положительную, некоторые отрицательную) в деле развития интересных княжеских процессов, например, брат Симона I Великого – царевич Александр, сын Хусейн-бега — Бахута Багратиони, «состоящий в родстве с Багратионами» сын Кахабера – Горджаспи, Вахтанг Чучунашвили – имеретинский «царь», которого «назвали бы Багратионом» и т.д.

Последний представитель этого княжеского рода упоминается в исторических источниках в 1736 году и предположительно этот род угас в XVIII веке, в противном случае его представитель был бы обязательно учтен в списке князей и дворян «Георгиевского трактата» от 1783 года.

Князья Багратион-Давитишвили

Царевич Иоанн отмечает, что князья Давитишвили «фамилией Багратиони» и проживают в Крцхинвали, а именно в долине Нули» (царевич Иоанн. Краткая опись фамилий князей и дворян, проживающих внутри Грузии. «Иверия», V-VI, 1884.).

По словам Вахушти «родоначальником Рамазишвили и Давитишвили является Дмитрий, брат Авгиоргия» (Вахушти. Перепись Грузинского царства. «Картлис Цховреба», IV, текст с учетом всех установленных С. Каухчишвили основных частей рукописи. Тбилиси, 1973).

Кем же являются Давитишвили «фамилией Багратиони»: под действием царя Георгия II (Авгиоргия) и проводимой им политики, помимо ветви Мухранбатони, от царского рода Багратиони произошла вторая княжеская линия – Давитишвили. Авгиоргий «лишил глаз» своего младшего брата Дмитрия (хронист Бери Эгнаташвили пишет, что Георгий «выжег брату глаза») (Д. Нинидзе «Ослепительная история». Тбилиси, 1999 г.)

Парсадан Горгиджанидзе, та часть его сочинения в которой он специально останавливается на этом роде, называется «Ослепительная история», где он называет Дмитрия «Твалдамцари» («Ослепленный»), а его потомков – Твалдамцвриани (Парсадан Горгиджанидзе. Издание С. Какабадзе, «Исторический вестник», II, Тбилиси, 1925).

После перехода этой ветви династии Багратиони в Картли, где произошло их «офамиливание» по имени потомка Дмитрия Давида Твалдамцвриани, они стали именоваться Давитишвили, то есть «получили фамилию от имени отца»; поэтому можно встретить оба наименования фамилии этой ветви рода Багратиони: «Твалдамцвриани» и «Давитишвили». Несмотря на это, почему-то иногда их называют двумя разными фамилиями. Мы думаем, что этот вопрос не должен вызывать споров, «Твалдамцвриани» и «Давитишвили» — это одна и та же родословная ветвь и нет никакой необходимости указывать обе фамилии в исторических источниках.

Давид, сын царевича Дмитрия «Твалдамцари» («Ослепленного»), из-за конфликта в Картли скрывается в Имеретии, где правит имеретинский царь Баграт III (1510-1565). Он передал Давиду: «Имение в верхнем Картли – Нули, Торманеули, Гвертети, Плеви, Канбади, Мцхетис Джвари, Мохе, Руиси». Эта важная информация о происхождении владений Твалдамцари; на основании этого Давид, сын царевича Дмитрия, стал основоположником этого рода. Поэтому в результате того, что эта ветвь царского дома Багратиони стала княжеской, их владения были переименованы в княжество Садавитишвило и вышеуказанные села являлись вотчиной князей Давитишвили. Переход представителей этой кахетинской ветви рода Багратионов на картлийские земли, на фоне противостояния, привело к их становлению князьями, то есть к формированию нового феодального дома. Данная ветвь царского рода Багратиони лишилась багратионства, «офамилилась по имени своего родоначальника» и с этой новой фамилией начала владеть своей вотчиной (Д. Нинидзе «Ослепительная история». Тбилиси, 1999 г.). Закрепление их положения в Картли связанно с именем Рамаза, сыном Давида Твалдамцари: он «купил» деревни и «остался» в Картли, на этом вопрос был исчерпан, и они стали владетельными князьями. Рамаз, по всей видимости, является первым представителем этой ветви, который именовался как «Давитишвили».

Князья Багратион-Рамазишвили

Судя по историческим источникам XVI-XVIII веков, разные цари неоднократно разрешали споры, возникающие между представителями двух княжеских ветвей царского рода Багратиони — Давитишвили и Рамазишвили. Рамазишвили оспаривали раздел земельных владений, а Давитишвили не считали их своими «однофамильцами» и подчеркивали: «никто не наделял их землями в вотчине Давитишвили». Обычно одна часть острых распрей разрешалась в пользу Давитишвили, а вторая – в пользу Рамазишвили, князья Давитишвили всесторонне старались прекратить или пресечь любой выпад в их сторону.

Из документов, описывающих историю ветви Давитишвили, нам известно, что во время царствования Ростома имело место противостояние между главным приставом Давидом и его племянником Рамазом, который был сыном Георгия, младшего брата главного пристава Давида. Об этом Георгии рассказывается в «Ослепительной истории» Парсадан Горгиджанидзе: помимо Константина, Элизбара, Давида и Сиаоши у Давида Давитишвили еще был младший брат Георгий, который приходился им сводным братом; он приходится сыном Рамаза Давитишвили от второй жены, которая была родом из Шавшети. Как видно, между братьями произошел раздор на этой почве, когда-то бывшими Багратионами, а сейчас ставшими князьями, касательно владения землями вотчины: Твалдамцари «выгнали своего младшего брата Георгия и ни одну прислугу ему не дали» (Парсадан Горгиджанидзе. Издание С. Какабадзе, «Исторический вестник», II, Тбилиси, 1925.).

Георгий Давитишвили – сын Рамаза от второй жены и сводный брат своих старших братьев Давитишвили – «обедневший», отрешенный от картлийской вотчины Давитишвили, перешел в Самцхе. Он отделился от основной фамилии. Поэтому представители старшей ветви не считали Георгия равным себе и «однофамильцем». Георгий, изгнанный из Картли и отрешенный от семьи Давитишвили, выбрался из «нищеты», получил большую вотчину и «остался в Самцхе». Он поспособствовал созданию новой княжеской ветви, поскольку был первым представителем их семьи, перешедшим в Самцхе, и тем самым отделился от Давитишвили, старшие сводные братья этот момент подчеркивают специально: «они перешли на другую сторону от Давитишвили и им никто не вручал земли моей вотчины», поэтому «он мне не родственник». Рамаз в качестве Давитишвили противостоит своему «родственнику» — Давиду Давитишвили; решение царя Ростома в пользу Давида послужило «обеднению» Рамаза, после чего его потомков стали именовать Рамазишвили. Вполне возможно, что этим подчеркивалось их происхождение от Рамаза Давитишвили. (Д. Нинидзе «Ослепительная история». Тбилиси, 1999г.).

В конце XVIII века и в наступающем XIX веке некоторым княжеским линиям были возвращены старые коренные фамилии. Так случилось и с ветвью Давитишвили.

В списке князей и дворян Картли-Кахетии этот род указан как «Князья Давитишвили-Багратиони». Естественно, за это боролись и Рамазишвили; они, как ответвление рода Давитишвили, возвращают старую фамилию – Давитишвили и, соответственно, Багратиони; Шанше Амилахвари, параллельно с острыми спорами по поводу земельных вотчин, позаботился о возвращении старой фамилии – его старание увенчалось успехом. Поэтому Шанше иногда упоминается то под фамилией Рамазишвили, то Давитишвили. Аналогично объясняется то, почему в XIX веке, например, Шанше и его семья упоминается, наряду с царевичами Теймуразом и Багратом, под фамилией Давитишвили. То, что члены семьи Рамазишвили вернули себе фамилию «Давитишвили» является свершившимся фактом того времени.

Изучение истории рода Давитишвили XVII-XVIII веков позволило исследователям составить генеалогию этой ветви, установить личности глав данного феодального дома; были выявлены несколько исторических лиц и политических событий, которые сыграли значимую роль в развитии страны в тот период времени. В результате изучения родственных распрей между Давитишвили и Рамазишвили, также определилась генеалогия семьи Рамазишвили, которая просуществовала до рубежа XVIII-XIX веков (Д. Нинидзе «Ослепительная история». (Багратион-Давитишвили), Тбилиси, 1999 г.).

В процессе рассмотрения сложных перипетий рода Давитишвили стала известна генеалогия всех четырех «домов» этой ветви: 1. «Дети Заала» — от Заала, сына Георгия Давитишвили, 2. «Дети Элизбара» — от Элизбара, сына Иоанна (Ивана) Давитишвили, 3. «Дети Шанше» — от Шанше Рамазишвили, 4. «Дети Леона» — от Леон-Левана Рамазишвили.

Резиденция и место погребения рода Давитишвили: их главная резиденция находилась в селе Нули, вторым таким центром стало село Пца, третья резиденция и одна из главных вотчин Давитишвили находилась в селе Абано. Основным погребальным местом рода Багратион-Давитишвили должно было быть в храме Руиси.

Князья Багратион-Бабадиши, Бабадишвили

Естественно, что родовые линии по своей силе не стояли на одной ступени; широкие ветви были приближены к царскому двору и носили высокий «титул», а узкие ветви с течением времени становились все меньше – они признавались князьями второй и третьей «степени».

К одному из ответвлений царского дома Багратиони относятся князья Багратион-Бабадиши. Во второй половине XVII века от кахетинской царской династии Багратиони отделились князья Бабадиши. Родоначальником их фамилии был Иосиф (Росеб) Багратиони, младший сын кахетинского царя Теймураза I. В документе от 1820 года, представленном князьями Бабадишвили на Тифлисском Дворянском Депутатском Собрании, Иосиф (Росеб) указан в качестве родоначальника их фамилии (Центральный государственный исторический архив Грузии (ЦГИАГ), фонд № 213, опись 1, дело № 420 (1839 г.), листы 7-10 – Дело Тифлисского Дворянского Депутатского Собрания о Княжеском происхождении Захария Григорьевича Бабадышева.).

Царевич Иоане Бабадишвили о князьях Бабадишвили пишет, что «они происходят от потомственного Багратиони — Имама Кули Хана и являются князьями третьей степени» (царевич Иоанн. «Краткая опись фамилий князей и дворян, проживающих внутри Грузии». «Иверия», V-VI, 1884.).

В 20-40х годах XVIII века представитель княжеского рода Бабадиши – Иосиф Георгиевич Багратиони (Бабадиши) проявил себя на дипломатической службе у кахетинских царей (Г.Г.Пайчадзе. Русско-грузинские политические отношения в первой половине XVIII века. Тб., 1970, стр.74,190-195).

Князь Иосиф Георгиевич Багратиони (Бабадиши) был послом кахетинских царей (Константина II, Александра III и Теймураза II) в России. В Российской Империи он был известен как «кахетинский князь Иосиф Багратион». В одной из представленных грамот о нем написано, что он «кахетинский князь и происходит из царской фамилии Багратиони» (Архив Внешней Политики России (АВПР), фонд Сношения России с Грузией, 1724г., дело № 12; АВПР, 1738 г., дело №4; Авт. Иоселиани. Документы из истории российско-грузинских дипломатических отношений. Посольство Кахетинского царства в России под руководством князя Росеба Георгиевича 1736 г. “Исторический вестник”, т.42, Тб., 1946, стр.393-394; Российский Государственный Исторический Архив (РГИА), фонд 468, опись 1, часть 2-я, дело № 4006 – Багратион Иосиф, Кахетинский князь; АВПР, 1738г., дело № 4, л.6).

В списке князей и дворян Картли-Кахетии от 1783г., который был представлен российскому правительству Ираклием II, среди кахетинских князей упомянут и «Давид Бабадимишвили» (Памятники грузинского права, т. II. Тексты изданы И. Долидзе. Тб., 1965, стр. 484).

После упразднения Картли-Кахетинского царства в 1820 году сенат Российской Империи подтвердил княжеское достоинство рода Бабадиши (Центральный государственный исторический архив Грузии (ЦГИАГ), фонд № 213, опись 1, дело № 420, листы 7-10).

Как известно, в первой половине XIX века представители грузинского дворянства «Княжеско-дворянское собрание» (Тифлисское Дворянское Депутатское Собрание) представляли различные документы имперскому правительству для подтверждения их знатного происхождения. В Центральном государственном историческом архиве Грузии хранится «Дело Тифлисского Дворянского Депутатского Собрания о княжеском происхождении Захария Григориевича Бабадышева» (Центральный государственный исторический архив Грузии (ЦГИАГ), фонд № 213, опись 1, дело № 420).

Происхождение князей Бабадиши из царской династии видно и по их родовому гербу. В собрании известного геральдиста В. Цихинского (Виктора Зинкевича) княжеских родовых гербов автор приводит герб рода Бабадиши, на котором изображено: на первой части герба изображены скипетр и держава, на второй – арфа библейского царя Давида и пращ, на третьей – пушка, а на четвертой — агнец (В.Цихинский. Кавказский гербовник. Кн. I. Тавадские роды. Петроград, 1922, стр.57 (рукопись)).

Среди документов, представленных Захарием Бабадиши для подтверждения его княжеского происхождения, есть и родословная генеалогия – «поколенная роспись». Хоть его княжеское происхождение и было подтверждено, но до тех пор, пока грузинское генеалогическое общество и современные исследователи не изучили вышеуказанное подтверждение, настоящее происхождение Бабадиши от Багратиони было под знаком вопроса.

Современное исследование установило, что Бабадиши происходят от Иосифа (Росеба), младшего сына Теймураза I, который упоминается в грамоте 1641 года, в которой царь Теймураз упомянут вместе со своими детьми и женой Хорешан. Самый младший сын Иосиф (Росеб) упоминается также в известном историческом сочинении «Арчилиани».

Гванкитские Багратионы

Во второй половине XVIII века от незаконнорожденного сына Симона (1771-?), младшего брата царевича Баграта (1740-1800), произошло княжеское ответвление имеретинской царской ветви, которая существует по сей день в Имеретии, в частности, в лице семей, проживающих в селе Гванкити.

Несмотря на то, что в свое время Российская Империя понизила представителей этой ветви до звания дворян, мы все равно поддерживаем и признаем заявление царицы Мариам, жены царя Соломона II, от 1831 года о том, что Симон Багратович, его сын Ростом и внуки «во времена имеретинских царей» пользовались «княжеским достоинством», а не царевичей, (Центральный государственный исторический архив Грузии (ЦГИАГ), фонд № 213, опись 1, дело № 2232, лист 6).

К сожалению, некоторые ложно полагают, что званием царевичей наделялись только сыновья царя, а дети царевичей же обладали достоинством князей. Именно поэтому, мы желаем зафиксировать, что законные наследники царской семьи, подчеркиваем — царской семьи, и после упразднения царского престола, примерно до 60х годов XIX века именовались Царевич, Царевна. Кроме того, не только дети царя Георгия XII, но и его праправнуки. (см. Российский Государственный Исторический архив, Департамент Общих Дел МВД, Фонд № 1284, опись 235 (Опись делам главного пристава при членах бывших Царских Закавказских Домов), 1804-1861гг., Переписка о Царевичах, Царевнах и детях их. – Дело № 44 (1807 г.); Дело № 58 (1815г.); Дело № 60 (1811г.); Дело № 251 (1861 г.).

Это также подтверждается в работе царевича Теймураза – «Сведения о Грузинских Царевичах и Царевнах» (1841 г.), с 60х годов XIX века Российская Империя для отличия законных наследников царской семьи, царевичей, от остальных княжеских родов Багратионов именовали потомков царя званием «Светлейший».

В соответствии с грузинским династическим правом и международным правом боковые княжеские ветви трех царств, ни в историческом прошлом ни сегодня, не признаются как обладатели династических прав или как члены грузинского царского дома.

виньетка